Продолжаем вместе с топ-менеджерами и экспертами игровой индустрии (и смежных с ней) подводить итоги 2021-го. На очереди интервью с Михаилом Кацем и Сергеем Евдокимовым из консультационной Aream & Co.
Михаил Кац и Сергей Евдокимов
Как 2021 год прошел для компании?
Михаил: В 2021-ом Aream & Co., как и в прошлом году, наблюдал существенный рост M&A-активности в игровой индустрии.
Только за последние двенадцать месяцев мы помогли более 14 игровым компаниям найти новых стратегических партнеров. Здесь речь в том числе — и о консультациях по продаже бизнеса, и о привлечении финансирования. Совокупная стоимость всех закрытых при нашем участии сделок в этом году составила свыше $3 млрд (и это только тех, чья стоимость была анонсирована). Самые крупные из них – трансграничные сделки с публичным стратегом-покупателем. Среди них:
- продажа кипрской компании Easybrain, известной по головоломкам и логическим мобильным играм, шведскому холдингу Embracer Group за $765 млн*;
- продажа американского разработчика Unknown Worlds, известного по игре Subnautica, южнокорейской компании Krafton за $750 млн*;
- продажа финской мобильной игровой студии Reworks, известной по симулятору Redecor, израильской Playtika за $600 млн*;
- продажа мобильной китайской студии StarLark, известной по игре Golf Rival, американской компании Zynga за $525 млн.
Примечание: сумма сделки указана с учетом дополнительных максимальных выплат (earn-out) в случае достижения определенных условий.
На протяжении последних лет мы занимаем лидирующее положение на рынке по вопросам слияний и поглощений игровых компаний. Мы успешно закрываем более половины всех сделок в игровом секторе с участием консультантов на стороне продавца.
В этом году многие игровые компании обратились к нам по вопросу привлечения внешнего финансирования и продажи миноритарной доли. Большинство подобных сделок будет анонсировано в ближайшие пару месяцев. Из закрытых и анонсированных сделок также можем назвать ту, которая касается компании Ubitus, занимающейся технологиями облачного гейминга. Она привлекла инвестиции у Tencent (лид-инвестор), Sony, Square Enix и др.
Какое событие или тренд 2021 года считаете центральным в рамках вашей ниши?
Сергей: Я разобью ответ по сегментам. В рамках каждого отмечу, какие тренды мы подмечаем.
Мобайл
Здесь мы видим, что стратегические покупатели заинтересованы в покупке студий (в том числе небольших) с сильной экспертизой в определенной нише, а также в крупных студиях с прибыльными, известными evergreen-франшизами, которые могут стать самостоятельными бизнес-юнитами. Ввиду наблюдаемого дефицита качественных мобильных активов на рынке, студии с играми, демонстрирующие отличные метрики в рамках софтлонча и потенциал к последующему росту в лидера жанра, чаще наблюдают заинтересованность стратегов в покупке бизнеса, даже оперируя относительно небольшими бюджетами по закупке трафика.
PC/консоли
Тут наблюдается повышенный интерес к разработчикам и издателям игр для PC и консолей, поскольку покупатели стремятся расширить продуктовый портфель для своей аудитории с целью увеличения проводимого времени и трат пользователей в рамках своей экосистемы. Большинство стратегов-покупателей используют собственные платформы дистрибуции или имеют расширенные возможности по паблишингу игр.
AdTech
Все большее число игровых компаний приобретают AdTech-экспертизу для повышения эффективности маркетинга и оптимизации рисков, учитывая изменения, связанные с IDFA. В свою очередь AdTech-платформы приобретают игровые активы для извлечения дополнительной выгоды за счет использования собственных решений по рекламной монетизации и эффективной закупке трафика. Одновременно с этим наблюдается консолидаций AdTech-рынка, где лидеры рынка (AppLovin, Vunge, ironSource) расширяют свою основную экспертизу за счет поглощений и объединений с конкурентами и интеграций их комплементарных решений.
На что будет сделана ставка при развитии компании в 2022 году?
Михаил: С каждым годом мы стараемся не только расширить географию нашего присутствия (Восточная Европа – Melsoft, Easybrain, Game Labs, Flying Wild Gog, Snapshot; Китай – StarLark; Япония – Ubitus; Израиль – CrazyLabs; ОАЭ – Jawaker; Индия – PlaySimple), но и экспертизу в различных областях игрового сектора – облачного гейминга, AdTech-а, игровых движков, киберспорта и прочих направлений игрового рынка.
Одним из самых нашумевших трендов последнего времени стал стремительный рост студий, занятых разработкой и оперированием блокчейн-игр, которые привлекают огромные раунды для масштабирования бизнеса. Безусловно, это направление является интересным для нашей компании, и мы пристально следим за его развитием.
Комментарии
Ответить