На днях компания Google анонсировала новую VR-платформу для мобильных устройств — Daydream. Мы поговорили с российскими разработчиками VR-проектов и экспертами в этой области о платформе.
Daydream — это, по словам Google, платформа, которая призвана улучшить опыт от взаимодействия с виртуальной реальностью у пользователей мобильных устройств.
Под платформой подразумевается целая экосистема, включающая не только программные решения и витрину, но и очки виртуальной реальности с пультом управления, а также широкий спектр смартфонов, которые будут поддерживать платформу. Среди производителей последних есть такие компании, как Samsung, HTC, LG, Xiaomi, Huawei, ZTE, Asus и Alcatel. Первые устройства, работающие с Daydream, появятся уже этой осень.
В связи с анонсом мы задали экспертам рынка несколько вопросов.
Что, на ваш взгляд, означает анонс платформы Daydream для рынка VR и его игрового сегмента?
Сергей Орловский, генеральный директор Nival
Это новый стандарт мобильного VR. Крайне полезно для рынка.
Константин Сахнов, директор отдела геймдизайна Rocket Jump
Ни для кого не секрет, что рынок VR развивается очень активно. Количество публикаций в игровых СМИ растёт экспоненциально. Наконец-то появляется VR-контент. Однако не стоит строить иллюзий. В настоящий момент серьёзных денег в AR/VR нет. Компании, которые генерируют выручку на контенте и оборудовании для виртуальной реальности, можно пересчитать по пальцам.
Роман Поволоцкий, управляющий партнёр Other Kind Games
Это означает большой старт для всех. Одна из ключевых технологических платформ манифестировала о появлении нового рынка, что вызовет бурный рост отрасли в ближайшие годы.
Фактически Google сказал всем разработчикам, что он готов распространять контент для пользователей и, что самое важное, носителем будут уже существующие телефоны, что здорово упрощает контакт пользователя с VR-контентом. То, что не нужно покупать отдельные устройства специально для этого, ускорит расширение рынка.
Мария Суворина, project owner в InfoShell
На текущий момент мнения относительно самого по себе рынка VR, его права на существование и права назваться «рынком» очень расходятся. Многие не верят в ближайшее будущее VR и относят срок появления «настоящей» виртуальной реальности на 20-ые годы. Приверженцам же взгляда на VR как на взрослое, динамично развивающееся направление сложно аргументировать свою точку зрения, учитывая происходящее. Какие-то картонные коробки для мобильных устройств, сырой прототип Oculus Rift, приобретенный за сумасшедшую сумму Facebook (относительно перспектив которого тоже немало вопросов), ну и, наконец, невозможность получать адекватный фидбэк от пользователей в виду стоимости передовых устройств, типа HTC Vive.
Разработчикам тоже достается — многие хотят попробовать себя в разработке под VR, но совершенно не понятно, кому это будет нужно и каковы шансы разработку хоть как-то окупить. Также остро стоят вопросы продуктовой разработки — как заставить мозг пользователя «поверить» в другую реальность и при этом не получить негативных последствий.
Анонс Daydream, возможно, не кажется прямым толчком к развитию технологии виртуальной реальности — по сути, Google предлагают не новое передовое устройство (это лучше, чем Cardboard, но не новое слово в VR-девайсах), а экосистему. Она позволит разработчикам сузить круг поиска решений для оптимизации под мобильные устройства разных компаний. Также в рамках Daydream заложено решение по надстройке над интерфейсом самого приложения в виде стора. Да, это уже существующее на рынке решение, но так или иначе оно решает вопросы выделения приложений под VR в полноценную категорию продуктов, а также возможности совершения покупки пользователем без существенной потери погружения.
Ну и, наконец, сам по себе интерес к этому направлению и выпуск нового масс-маркет решения такой компанией как Google (оставим момент с Google Glass), дает надежду на это самое «The future is now». А это подогревает интерес инвесторов (как крупных, так и частных) к разработке под VR, что дает шанс не только гигантам порядка EA, но и небольшим командам. А как известно, именно в них порой рождаются решения и продукты, толкающие индустрию вперед.
Василий Филиппов, генеральный директор в MEL Science
Это очень серьезная заявка Google о том, что компания хочет стать большим игроком на этом рынке. Google Cardboard была самой массовой платформой для виртуальной реальности, но сильно уступала всем остальным по качеству. Daydream должны соединить в себе массовость с качеством следующего поколения.
Вячеслав Уточкин, директор образовательных программ по игровой индустрии Высшей школы бизнес-информатики
Анонс и дальнейший запуск платформы дают рынку виртуальной реальности очередной технологический пуш, который будет способствовать выводу VR из тренда в мейнстрим как для разработчиков игр, так и для других сегментов в ближайшие несколько лет. Аналитики предрекают ежегодный взрывной рост рынка в том числе и за счет таких факторов, как поддержка со стороны IT-гигантов, пример которой мы видим сейчас в рамках выпуска Google платформы Daydream.
Кроме Google, сейчас и другие крупнейшие IT-компании вливают миллиарды долларов в разработки, в исследования и в продвижение технологий дополненной и виртуальной реальности. Какие именно компании, можно посмотреть на удобной «пирамиде рынка» за первый квартал текущего года от Digi-Capital.
Как мне кажется, взрывной рост на рынке произойдет ближе к 2020 году, когда будут отчасти преодолены такие сдерживающие факторы, как высокие цены на VR-устройства для конечного потребителя, неудобство их использования, психологические факторы, типа страха негативного влияния на здоровье, несовершенство текущих технологий и др. Очень хорошо отразил ожидания от роста рынка СЕО Unity Джон Ричителло. Желтый — это прогнозы, а белый — то, как будет в реальности.
Реализацию каких фичей хотели бы получить в рамках платформы?
Сергей Орловский, генеральный директор Nival
Нужен функционал выбора и запуска приложений, а также совершения покупок, не снимая шлема.
Константин Сахнов, директор отдела геймдизайна Rocket Jump
Рассуждая с позиции разработчиков игр, о новых фичах можно говорить лишь примерно. До тех пор, пока в VR не установятся монетизируемые жанры, интересные широкой аудитории, всё, что мы делаем, можно назвать лишь экспериментом.
Роман Поволоцкий, управляющий партнёр Other Kind Games
У Google все в порядке с позиционированием продукта. В нем все есть для разработки и заработка, потому «мячик» перешел на сторону разработчиков и производителей смартфонов и устройств для VR. Тут все как раз однозначно и понятно.
Непонятно, какой контент будет пользоваться наибольшим спросом, но это опять же — в руках разработчиков. Много кто сейчас ломает голову над тем, какой бы контент выпустить, чтобы получился новый Angry Birds, ведь все хотят получить органический рост вместе с ростом самой платформы. Поэтому — удачи нам всем!
Мария Суворина, project owner в InfoShell
Сложно судить до того, как платформа станет более осязаемой. Хотелось бы рассчитывать на простую интеграцию аналогов Google Play Game Services, адаптированных под нюансы VR.
Также в ходе работы с Cardboard SDK возникает много сложностей с межфокусным расстоянием (то самое, за счет чего в том числе картинка становится объемной), хотелось бы решать эти вопросы проще и качественнее в рамках новой платформы.
Ну и было бы интересно посмотреть, куда платформа будет (и будет ли) развиваться в плане интеграции нативной рекламы, что по сути является для Google Play-приложений одним из основных источников дохода.
Василий Филиппов, генеральный директор MEL Science
Самое важное — это значительное уменьшение задержек и удобный способ управления через отдельный контроллер. Как раз то, что нам показали. Большинство проблем Google Cardboard были на самом деле следствием больших задержек. Например, небольшой угол обзора был сделан умышленно, чтобы уменьшить неприятные впечатления от задержек. Сейчас, когда проблема с задержками почти решена, ничто не мешает сделать оптику с хорошими углами обзора, что мы скорее всего и увидим.
Вячеслав Уточкин, директор образовательных программ по игровой индустрии Высшей школы бизнес-информатики
• Официальные SDK всех ключевых движков, включая Unity и Unreal.
• Поддержку iOS
Насколько, с вашей точки зрения, она более/менее интересна/перспективна по сравнению с уже вышедшими решениями от HTC, Samsung и Fibrum, почему?
Сергей Орловский, генеральный директор Nival
Так как это стандарт от владельца платформы, то он, очевидно, гораздо перспективней любых стандартов производителей устройств, которые будут вынуждены на него перейти.
Константин Сахнов, директор отдела геймдизайна Rocket Jump
Fibrum уже зарекомендовал себя на российском рынке в качестве наиболее простого устройства тестирования приложений для виртуальной реальности. Он удобен тем, что может использоваться с большинством смартфонов подобно Google Cardboard.
В отличие от него Daydream, как и Samsung Gear VR, требуют вполне конкретные модели смартфонов. Немаловажной станет и стоимость нового устройства. Думаю, оно не будет дороже аналогичных предложений от Samsung и HTC.
Роман Поволоцкий, управляющий партнёр Other Kind Games
Пользователи будут идти туда, где наибольшая концентрация контента. Как платформа — Google находится в позиции силы, ведь их программное обеспечение используется на смартфонах, и именно они станут основными VR-устройствами. Зачем покупать отдельно шлем, если можно использовать смартфон для этих целей? Таким компаниям, как Fibrum, видимо, придется сконцентрироваться на издании контента, так как во всем остальном Google предоставит свой сервис и технологии, что облегчит работу всем остальным, ведь появится единый стандарт.
Мария Суворина, project owner в InfoShell
Основным вопросом на сегодняшний день является вопрос цены и ее адекватности тому, насколько игрок погружается в виртуальную реальность при помощи устройства и насколько ему там комфортно.
Я не стала бы сравнивать Daydream с HTC, если речь идет о Vive. Это даже в перспективе платформы совершенно разного уровня.
Если говорить о существующих решениях от Samsung или Fibrum, то прототип устройства Daydream как минимум выглядит гораздо круче с точки зрения дизайна и usability. В отношении Samsung также можно заметить, что Google с Daydream стремятся снять ограничения по производителям девайсов под платформу, тем самым расширяя аудиторию. Samsung же пошли по пути монополизации, который, вероятнее всего, приведет либо к завершению проекта Samsung Gear VR, либо к необходимости перейти на траекторию развития Daydream.
Василий Филиппов, генеральный директор в MEL Science
Я думаю, — это будет самая массовая платформа для виртуальной реальности. Единственный конкурент по массовости — это Gear VR от Самсунга (программная платформа Oculus). Между этими двумя игроками будет великая битва за массовый сегмент виртуальной реальности в ближайшее время.
У Google есть еще один не разыгранный козырь в кармане — проект Google Tango. На Google I/O о нем много говорят, но пока еще Daydream не использует все возможности этой технологии. Потенциально Tango позволит Google получить те же возможности по отслеживанию движения, которые сейчас есть у HTC Vive, без установки в комнате внешних сенсоров.
Вячеслав Уточкин, директор образовательных программ по игровой индустрии Высшей школы бизнес-информатики
У компании есть все шансы создать единые технические стандарты элементов управления и контроллеров. Понятно, что контроллеры к мобильному VR есть уже давно, как в формате отдельно продающихся девайсов, так и в комплекте с некоторыми платформенными решениями. Но Google сделает это наконец-то массовым, а значит выгодным для разработчиков. Для таких проектов, которые уже сейчас под мобильный VR запилены с использованием контроллеров, выход Daydream может стать лучшим лифтом к светлому будущему, билет на который дарит Google в этом году. Ну а платой за выгоду послужит работа разработчиков по адаптации уже имеющихся приложений под новые контроллеры.
Комментарии
Ответить