25 октября 1996 года на полках магазинов появилась Tomb Raider, первая игра в серии экшен-адвенчур про приключения английской аристократки Лары Крофт (Lara Croft). App2Top.ru совместно с коллективным блогом “Манжеты Гейм-Дизайнера” и сайтом 80.lv поздравляет Лару с двадцатилетием.
Александр Семенов — выпускающий редактор App2Top.ru
Об этом редко говорят, но Tomb Raider — один из столпов экшен-адвенчер. Невольно приходит сравнение с Civilization Сида Мейера, основы жанра 4X-стратегий, или Need for Speed, центрального тайтла в нише аркадных гонок. Так и здесь. Это постоянно перерождающийся феникс, имя, чья актуальность и важность в рамках жанра не померкла за, страшно это произносить, почти четверть столетия.
Продажи и первой, и последней части, вышедшей буквально в прошлом году, исчисляются в миллионах проданных коробок и цифровых версий. Копья о достоинствах и недостатках серии ломались и продолжают с болью для нежных умов и ушей звенеть друг об друга. А ведь что еще нужно бренду для того, чтобы доказать: он жив и чувствует себя прекрасно.
Редкий случай, но, как и в начале нулевых, когда серия, к слову, чуть не скатилась к самоповтору, по ее мотивам снимается фильм. И о нем спорят не меньше, чем о каждой серии после ее выпуска (а сегодня и по поводу DLС, например, прекрасный и 100% адвенчурный Blood Ties к Rise of the Tomb Raider пришелся далеко не всем по вкусу).
Blood Ties
Все это возвращает к мысли о том, насколько серьезный и значительный бренд смогли создать британцы из Core Design, выпустившие при поддержке Eidos в далеком 1996 году (напомню, в том году в Японии начаты продажи первых DVD дисков и проигрывателей, в ходе президентских выборов в США на второй срок переизбран Билл Клинтон, а в России завершается Первая чеченская война) игру про грудастую девицу, сражающуюся с богиней погибшей Атлантиды.
Сегодня над серией работают совершенно другие люди и компании. Разработка перенеслась в Соединенные Штаты, а издателем выступают японцы из Square Enix. Да и гиперсексуальность героини, вместе с общей визуальной условностью серии уступили место реалистичности и большей сюжетной проработке. Но несмотря на это, проект продолжает оставаться приключением, тонко балансирующим между экшеном, открыточными видами, мистикой, хоррором и мифологией.
Что касается любимой части, то это — Legend, самая светлая игра сериала, с которой в 2005 году началось мое знакомство с брендом.
Суммарные продажи копий всех игр серии без учета загрузок условно-бесплатных мобильных проектов составляют более 45 млн.
Сергей Гимельрейх — продюсер ORC WORK
Что меня всегда привлекало во всей серии (не считая, конечно, выдающихся частей главной героини), так это правильное сочетание эксплорейшна, паззлов и экшна.
Tomb Raider в своем лучшем исполнении — это великолепный коктейль с идеальными вкусовыми качествами, достаточно крепкий и оставляющий хорошее послевкусие на долгие годы.
Если говорить о моих фаворитах, то это, конечно, оригинальный Tomb Raider и продолжение — Tomb Raider II. Оно, на мой взгляд, было очень удачным, ему удалось сохранить все качества предыдущей игры, заодно улучшив графику и геймплей.
Рендер к Tomb Raider II
С удовольствием вспоминаю правильно выстроенную сложность, великолепный дизайн уровней (просто вспомните Венецию, оперный театр, разрушенное судно Maria Doria).
Несмотря на то, что во второй части дизайн уровней был попроще, он обладал некоторой безуминкой (хотел написать изюминкой, но вышло точнее).
Думаю, именно это сделало игру сбалансированной с точки зрения геймплея. Ах да, ещё Лара в этой части научилась использовать flares и расширился арсенал оружия и нарядов.
Если я не ошибаюсь, игра еще и была одной из самых длинных по прохождению.
С 1996 года по 2015 год было выпущено 16 именных проектов под брендом Tomb Raider (речь не идет о портах и играх-спутниках). Временной отрезок в больше года между частями был только в 2004, 2005, 2009, 2011 и 2012 годах.
Никита Филатов — геймдизайнер Cloud Castle
Я считаю оригинальный Tomb Raider — лучшей частью сериала.
Он был шедевром левел-дизайна (хотя во время первого прохождения я таких слов, конечно, не знал).
Архитектура, масштабы, полет мысли дизайнеров…
Примерно так выглядела Tomb Raider I на старых устройствах 20 лет назад
В те времена просто дух захватывало. Чего стоил только монастырь Святого Франциска — головокружительный вертикальный уровень, в котором малейшая ошибка в прыжках могла привести к долгому полету на самое дно.
Встреча с гигантским Тиранозавром и вовсе осталась в памяти как одно из сильнейших игровых впечатлений.
Единственная претензия заключалась в несоответствии форм мисс Крофт на обложке диска суровой треугольной игровой действительности.
С учетом дополнений и небольших проектов, вроде двухмерных платформеров, баттлеров и раннеров, под брендом Tomb Raider/Lara Croft вышло порядка 30 проектов. Было снято два фильма, сериал, написано 4 серий комиксов и 4 книги.
Кирилл Токарев — главный редактор 80.lv
Лара Крофт – величайший персонаж не только игровой индустрии, но и развлекательного рынка вообще. Расхитительница гробниц вышла за рамки привычного нам гетто видеоигр, показавшись в кино, в фильмах для взрослых, в литературе, став одним из символов времени.
Вряд ли Тоби Гард (Toby Gard), придумавший легендарного персонажа, мог рассчитывать на подобный успех. Главный успех и счастье Лары в том, что ее любят. И дело тут не только в преданных фанатах или расчетливых косплеершах, а в трогательном отцовском отношении со стороны разработчиков и издателей. Здорово, что Tomb Raider оказался в руках Square Enix – одной из тех редких компаний, которые действительно понимает ценность хорошего персонажа и умеет с ним обращаться. Благодаря этой любви (так и хочется сказать бескорыстной, но не в этот раз), Лара переживает очередной взлет. Карьера в кино не задалась, комиксы не взлетели, но игры про смелую девушку с пышной грудью по прежнему интересны. Приятно сознавать, что этот интерес остается одной из немногих постоянных вещей в нашем меняющемся мире.
С днем рождения и любви!
У серии сейчас существует две поддерживаемых издателем вселенных — классическая, в которой Лара бегает в бирюзовом топике (новые игры в рамках этой вселенной выходят под именем Lara Croft) и новая, условно-реалистичная (эти игры выходят под именем Tomb Raider).
Барисби Алборов — Narrative Designer в Creative Mobile
Леди Крофт — удивительная женщина, которая не только отказалась оставаться в прошлом, но и смогла добиться успеха в настоящем сразу в трех ипостасях. Tomb Raider от Crystal Dynamics приносит удовольствие любителям зрелищных блокбастеров, игры серии Lara Croft позволяют друзьям весело провести время за решением изобретательских головоломок, а Lara Croft Go поселилась на наших мобильных устройствах во всей своей красоте и элегантности.
С Днем Рождения, леди Крофт! Спасибо вам за все, что вы для нас делаете.
Комментарии
Ответить