Некоторое время назад группа компаний i-Free объявила в своих итогах за прошлый год, что в 2014 объем ее продаж сократился на 48%, а чистая выручка на 29%. Мы расспросили Кирилла Петрова, одного из основателей группы, как ее проблемы отразились на игровом бизнесе i-Free.

1

Прошлый год оказался далеко непростым для компании. По словам ее представителей, главной проблемой стало введения поправок в закон “О связи”, которые ужесточили условия оказания дополнительных SMS-услуг. Это повлекло 60% сокращения рынка, на котором активно работала группа.

Для минимизации потерь было проведено реформирование i-Free, в результате которого штат сотрудников уменьшился на 40% до отметки в 380 человек. В частности, были расформированы и некоторые игровые студии, входившие в группу. В том числе об этом мы с Кириллом Петровым и поговорили.

В официальном пресс-релизе сообщается, что были закрыты «отдельные игровые студии». От каких именно игровых проектов пришлось отказаться и почему?

Кирилл

Кирилл Петров

Игры – это очень большой, но очень конкурентный рынок. Более того: за последнее время конкуренция здесь возросла настолько, что все меньшему количеству команд удается отбивать свои проекты, и многие компании вынуждены были уйти с рынка. Мы пытались зайти с разных сторон – в частности, делали in-house разработки, инвестировали и в крупные компании, и в небольшие проекты. Некоторые из них провалились, другие оказались успешными, какие-то пока что не набрали полную силу.

В 2011 году мы инвестировали в российское подразделение компании Creat Studios, создав на ее основе, совместно с ее основателем Антоном Петровым, компанию Frontier. Creat Studios – один из ветеранов российской игровой индустрии: она появилась еще в начале 90-х – сначала специализировалась на 3D, а затем начала заниматься играми. В 2000-х компания работала на консольном рынке и реализовала много успешных проектов для Sony PlayStation и PSN.

Вместе с командой Creat Studios в компанию Frontier перешли и права на создание мобильных версий собственных тайтлов Creat Studios. К сожалению, тогда и мы имели еще недостаточный опыт в паблишинге, и команде Frontier было сложно переориентироваться с премиальных игр на современные f2p мобильные продукты. В итоге они запустили несколько новых проектов и адаптировали под мобильные ряд старых тайтлов Creat Stuidos.

В целом, это оказался не самый успешный опыт, но и неудачным его назвать нельзя: хотя большая часть проектов Frontier и не показала ожидаемых результатов, франшиза Mushroom Wars, тем не менее, оказалась очень выгодной для нас. Сейчас, при активной поддержке Антона, мы продолжаем развивать этот проект уже в рамках команды разработок Zillion Whales и уверены, что у него отличные перспективы.

После успешного запуска Mushroom Wars Original на рынок выходит игра Mushroom Wars: Space! Ее уже сейчас можно скачать на iOS, но основной коммерческий запуск мы планируем на май. Mushroom Wars: Space! является приквелом Mushroom Wars 2, работа над которой идет сегодня полным ходом. Мы ожидаем выпуск этой игры на всех платформах, включая PC и консоли, осенью, а летом откроем альфа-версию для PC-пользователей.

Есть у нас намерения вернуться и к ряду других тайтлов Creat Studios – например, к Cuboid и Magic Orbz. Среди других проектов, в которых мы видим хороший потенциал – Evilibrium: этот карточный батлер, созданный in-house студией Ork Works, пошел очень неплохо, и мы надеемся на его успех.

Среди тех проектов, от которых мы отказались, – проект, совместный с AMT Games: через некоторое время мы вышли из этого бизнеса, т.к. его выкупила команда, которая над ним работала. Разошлись наши пути и с командой Laika Boss, создавшей самую первую версию Road Smash – игры, которую на сегодняшний день скачало более 20 млн человек. Целый ряд игр мы делали своими силами, и часть этих проектов также была закрыта.

К какой модели взаимодействия с игровыми студиями вы пришли?

Сейчас Zillion Whales работает как издатель с внешними студиями, у которых продукт уже готов или находится на финальной стадии. Но основную ставку мы делаем на разработку продукта внутри – как в случае, например, с Mushroom Wars. Похожий подход и у Herocraft, хотя они гораздо больше работают с внешними студиями и на разных стадиях. А вот Aigrind делает все сам, причем иногда привлекает для этого целые команды, но там речь идет, в первую очередь, об онлайн-играх, где такой подход оправдан.

Не расскажите, как, в целом, сейчас выглядит игровое подразделение i-Free. Какие студии в него входят и чем они занимаются?

Сегодня игровым направлением в группе i-Free занимается сразу несколько компаний и команд:

Zillion Whales, чьей специализацией является издательство и продюсирование игр. Здесь мы делаем Evilibrium, линейку Mushroom Wars, недавно издали Plastiland, Road Smash, и до конца лета планируем издание еще шести игр. В основном это будут достаточно простые казуальные проекты плюс наш хэдлайнер – стратегия Mushroom Wars: Space!.

Herocraft – один из ветеранов рынка мобильных игр: они начинали еще на первых j2me-телефонах. Не многим компаниям удалось успешно перейти в сегмент игр для смартфонов, и для Herocraft это тоже был нелегкий путь. Сейчас компания растет, выпускает игры не только в мобильной среде, но и на Steam, есть отдельные проекты в социалках. Среди последних громких запусков – Warhammer 40000: Space Wolf. Кстати, работа над этой игрой продолжается, и там будет еще очень много релизов и улучшений. Основная команда Herocraft находится в Калининграде, но у них есть студии в других городах России, а также на Украине и в Беларуси. И в текущем году они порадуют рынок отличными новыми тайтлами.

Aigrind – компания, созданная основателем Herocraft Андреем Петровым вместе с его партнерами. Уже тогда, в 2007 году, их основной целью были MMO-игры для смартфонов. На погружение в этот рынок ушли годы, но в итоге сегодня это очень успешная команда. Ее флагманский проект – мобильная MMORPG Warspear Online, но они также работают и над другими продуктами.

i-Free China – компания со штаб-квартирой в Пекине, специализирующаяся на издательстве международных и российских игр в Китае.

inApps – компания, сотрудничающая с производителями мобильных телефонов в области доработки и предустановки продуктов, в основном мобильных игр, на смартфоны. Команда inApps также представлена в Китае и работает с крупнейшими фабриками, производящими мобильные устройства.

TakeAway Games – студия, в которую мы инвестировали совместно с нашим партнером – эстонской компанией Creative Mobile. Сейчас у них как раз период релизов, и о результатах пока говорить преждевременно, но мы очень надеемся, что их игры будут иметь успех.

Motion Entertainment – небольшая, но очень энергичная команда, создавшая игры First Wood War и Road Smash 2. Сейчас они работают, в основном, над Mushroom Wars 2.

MoneyTapp – еще один проект, совместный с Creative Mobile, – компания, занимающаяся рекламной медиацией. Платформа MoneyTapp позволяет разработчикам максимизировать эффект и доход от рекламы в своих играх. Встроенный SDK MoneyTappоткрывает доступ к рекламным предложениям от сотен рекламных сетей по всему миру, а внутренняя логика решения определяет, в какой момент и в какой стране есть наилучшие рекламные предложения, не только обеспечивая полное задействование всего inventory разработчика, но и заполняя inventory самыми выгодными для разработчика рекламными блоками.

Что касается дохода группы i-Free от производства и издательства игр, то в прошлом году он составил порядка $16 млн (суммарный доход группы за тот же период составил $130 млн, — прим.редакции).

В интервью Roem Вы отметили, что китайское подразделении i-Free успешно выпустило несколько игровых продуктов. Что это за игры? Сколько они принесли в компании в 2014 году? Сколько, в целом, игровые компании принесли группе i-Free в прошлом году?

Как я отмечал в интервью Roem, в 2013 году объем продаж игр, издаваемых нами в Китае, превысил 5 млн долларов, однако в 2014-м он сильно сократился, мы потеряли несколько продуктов из своего портфеля. С сентября мы вновь растем, но пока еще не вышли на прежние показатели. Среди продуктов, которые демонстрируют отличную динамику, например, MadSkills Motocross 2 от шведской компании Turborilla: она вошла в топ-5 гоночных игр в более чем десяти китайских аппсторах.

Кроме того, сейчас i-Free China занимается также созданием инструментальных платформ для разработчиков. Только представьте, сколько пиратских копий любой успешной игры могут разойтись в Китае до того момента, как разработчик обратит свое внимание на этот рынок! Это миллионы копий, и это потерянные деньги разработчика. Одно из технологических решений i-Free China успешно справляется с этой проблемой: встроив его в любой продукт перед релизом на основных аппсторах, разработчик сможет зарабатывать в том числе и на китайских пиратских копиях своей игры, которые потом, кстати, даже помогут полноценному запуску этой игры в Поднебесной.

Спасибо за интервью!

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.