Вчера на App2Top.ru прошел прямой эфир с сооснователем Nexters Борисом Герцовским и исполнительным продюсером Nexters Boost Максом Постниковым. Поговорили об их новой инвестиционной программе, какие у нее критерии отбора и сколько денег могут получить разработчики. А также обсудили ситуацию на игровом рынке России и СНГ. Делимся записью эфира и выдержкой из него.
Ситуация на рынке
Стрим начался с обсуждения поста Сергея Орловского, основателя Nival и Helio Games Studio. Он написал в Facebook следующее (возможно, как раз в связи с инвестиционной программой Nexters):
«Последнее время какое-то буйство желающих вложиться в молодые студии, желательно с прототипом игры. При том, что с трафиком на рынке хаос, порог входа в любой жанр растет как на дрожжах, а зарплаты улетают в космос (не без нашей помощи, конечно). Это какая-то массовая благотворительность или люди все-таки собираются зарабатывать?»
Мы попросили прокомментировать пост, а заодно рассказать, что в Nexters думают об инвестиционном в климате в России и СНГ.
- По мнению Nexters, инвестиции в игры были всегда, но настолько заметными они стали из-за локдауна. Локдаун показал, что видеоигры могут расти и в сложное время, а на растущий рынок всегда приходит много инвесторов. Планирует ли Nexters на этом зарабатывать? Да.
- Что касается рынка СНГ, то он отличается большим количеством талантливых разработчиков. Как считает Макс, в наших странах исторически очень сильное образование: не только техническое, но и гуманитарное. Игры как раз живут на стыке двух парадигм. Поэтому инвестировать в игры на рынке СНГ — логичный путь для инвестора, который хочет заработать.
- Сейчас на самом деле есть риск уменьшения маржинальности (разницы между затратами на разработку с маркетингом игры и полученной выручкой). Однако в компании уверены, что смогут с этим справиться:
«Будем делать лучшие игры, уменьшать стоимость установки. […] У нас критерий очень простой. Мы собираем сильную команду, а вопросы решаем по мере поступления», — отметил Борис.
Этим обсуждение инвестиций в игры в России и СНГ не ограничилось. Пошел разговор о более глубокой специфике.
- В отличие от Запада, рынок инвестиций СНГ никак не регулируется. В качестве примера Макс привел Германию. Там, чтобы стать венчурным инвестором, надо получить лицензию. Иначе можно сесть в тюрьму. У нас такого нет, поэтому на нашем рынке много денег. Из этого следствие: на рынке есть не только деньги профильных инвесторов, но и тех, кто просто увлекается играми. Это одна из особенностей рынка всего постсоветского пространства.
- Вторая особенность нашего рынка — инвесторы предпочитают инвестировать в игры-сервисы или мобильный фритуплей. Дело в том, что это так называемые «быстрые инвестиции». Вложившись в такие проекты, можно начать отбивать деньги уже через несколько лет. Тогда как у инвестиций в ААА-тайтлы горизонт возврата гораздо длиннее.
В рамках инвестиционной темы дискуссия коснулась и конкуренции за лучшие студии и проекты.
- Хотя со стороны может показаться, что в России половина студий принадлежит MY.GAMES или Playrix, у Nexters нет ощущения, что ей не хватит проектов под инвестирование. Как заявляют Макс и Борис, в стране очень много студий, которых никто не видит. Nexters больше беспокоит, как справиться с потоком разработчиков, которые к ней приходят.
- Также Nexters не боится конфликта интересов с Playrix, если компании решат вложиться в одну и ту же студию. Как заметил Борис, доля Nexters принадлежит не непосредственно Playrix, а ее руководителям братьям Бухман. С Playrix же компания сотрудничает как независимая студия. Кроме того, Playrix покупает команды внутрь, а Nexters хочет выстроить «плеяду независимых компаний, которые могут делать весь цикл работ со своим продуктом».
И только после обсуждения рынка мы начали разговор об программе, которую вчера анонсировал Nexters.
Что такое Nexters Boost
- Nexters Boost — департамент в рамках Nexters, который собирается помогать разработчикам деньгами и экспертизой. При этом компания не будет устраивать конкурс между разработчиками. Она готова работать со всеми, кто соответствует критериям отбора.
- Компания даже может начать работать с теми, кто не прошел отбор, но только в качестве эксперта. Так она надеется не только помочь разработчикам, но и прокачаться самой как наставник.
- Nexters в целом строит концепцию инвестирования вокруг своей экспертизы. Сейчас она сконцентрирована вокруг фритуплея, игр-сервисов и т.п. Компания считает правильным инвестировать в то, в чем она разбирается и где может быть полезна, а также в то, где сама может что-то полезное почерпнуть. При этом Nexters не отрицает, что когда-нибудь она может начать инвестировать и в ААА-тайтлы, однако этого не произойдет в ближайшее время.
- По словам Бориса, Nexters полностью вовлекается в каждый проект, с которым работает. Несмотря на то, что компания помогает как с продуктовыми, так и маркетинговыми моментами, она не намерена делать все за разработчиков. Ее цель — научить студии. У студии должен быть собственный отдел маркетинга, отдел креативов и т.д. Единственные отделы, которые Nexters готова частично предоставить, — сервисные команды вроде юристов.
- Как дополняет Макс, Nexters не похожа на классический акселератор. Компания не собирается три месяца чему-то учить, чтобы потом взять долю в студии и уйти. Макс сравнил создание игр с долиной смерти:
«В игровых стартапах есть такой термин “долина смерти”. Это когда вы уже сделали что-то, сделали какой-то прототипчик и что-то играется, а денег нет. Они где-то за горизонтом, а вам нужно за этот горизонт дойти. Вы идете по долине смерти, где у вас разваливается команда, не строится маркетинг, не строятся процессы и не знаете, как сделать аналитику. Если вы просто купите книжку, где написано, что правильно делать, то подсядете на ошибку выжившего. А мы не книжка. Мы скажем не только что надо делать, но и что не надо. Nexters провела много времени в долине смерти, и у нас есть ее карта со всеми ее оазисами и пещерами. И мы не просто даем карту, мы идем вместе с вами как навигаторы».
- Сейчас в Nexters Boost работает около 10 сотрудников, но подразделение будет расширяться. Ожидается, что к концу года в нем будет 15 человек. Но только ими Nexters Boost не ограничивается. При необходимости к нему подключаются работники из других подразделений. В самой же Nexters работают свыше 600 человек.
Критерии отбора
- Для Nexters ключевой критерий отбора — наличие компетенций у разработчика. Ей важно в итоге создать самостоятельную бизнес-единицу, которая сможет работать со всеми аспектами игр. Поэтому Nexters, скорее всего, не станет сотрудничать со студией, которая состоит только из одного человека. Или в которой многое отдается на аутсорс.
- Тем не менее Макс отметил, что структура студии не слишком волнует Nexters (хотя они и называют ее одним из основных критериев). По его словам, какая бы в студии ни была структура, главное, чтобы она работала. Если в такой конфигурации команда способна создавать продукт, то это устроит Nexters. Возможно, позднее структуру студии придется улучшать, но с этим компания готова помочь.
- Другой важный критерий — наличие продукта. Компания хочет, чтобы «что-то уже можно было пощупать руками». Это может быть, например, MVP или игра в софтлонче.
- Но Nexters вряд ли станет работать с гиперказуальными проектами, потому что у них очень короткий жизненный цикл. Кроме того, у Nexters недостаточно экспертизы с такими играми.
- Что касается метрик, то разработчики зачастую приходят к Nexters совсем без них. Оценить потенциал игры в итоге проблематично. Но по мнению Бориса, «если кор играется азартно и хорошо, значит системе монетизации есть на что опираться». Кроме играбельности кора Nexters смотрит на то, подойдет ли игре истинная социализация — когда внутри тайтла геймеры могут выстроить отношения. Также компания оценивает глубину монетизации игры.
- Еще Борис надеется, что со временем разработчики станут все больше уходить в нарратив. Поэтому хорошая мета игры тоже может заинтересовать Nexters. В качестве примера мобильной игры с интересным нарративом Борис назвал Hero Wars, которую сделала Nexters. А за пределами мобайла крепкие сюжеты он выделил у God of War (2018 года), Horizon Zero Dawn, Outriders, The Division и дополнения «Каменные сердца» к The Witcher 3.
Доли в студиях и деньги
- Nexters не собирается заниматься перепродажей студий. Иначе говоря, она не будет задешево покупать компанию, выращивать ее, а потом продавать. Вместо этого она намерена приобрести небольшую долю в студии, которая позволит Nexters стать полноправным акционером. Затем компания будет помогать с тем, чтобы игра студии достигла определенных показателей. Если все проходит хорошо, то Nexters может приобрести больший процент акций разработчика.
- Размер доли, которую Nexters хочет купить на входе, — «несколько десятков процентов, меньше пятидесяти». При желании разработчики смогут выйти из сотрудничества с Nexters.
- Сумма, которую Nexters вложит в студию, зависит от контента разработчика. От этапа, на котором находится игра, от планов студии и других подобных вещей. Минимальный порог в $500 тысяч, который ранее называла Nexters, — по сути, еще один критерий отбора. На такую сумму обычно претендуют только зрелые студии, у которых уже есть понимание своего проекта.
- Диапазон от $500 тысяч до $2,5 млн — это в большей степени деньги, которые пойдут на доведение игры до релиза. Средства на маркетинг закладываются, но не на «боевой», а на тот, который позволит увидеть, что игра работает. Если Nexters увидит потенциал проекта и поймет, что ему надо больше денег, она может перейти к следующей фазе инвестирования.
Что дальше?
- После того, как контракт со студией заключен, начинается собственно работа с продуктом. Как подчеркнул Макс, в каждом конкретном случае работа будет разная. Но, в целом, начинать Nexters будет с поиска зоны боли и точек роста. Дальше все зависит от ситуации. Например, если нужна команде нужна будет помощь с арт-дирекшеном, к ней придут специалисты по арту.
- Отдельно Макс подчеркнул, что заниматься изданием игр Nexters не будет.
- Nexters готова вести одновременно «несколько проектов», но точную цифру она назвать пока не может.
- В результате с помощью своей программы Nexters хочет создать современный игровой аналог рыцарей круглого стола, за которым Nexters будет сидеть вместе с другими студиями разработки.
Комментарии
Ответить