Продолжаем публиковать расшифровки докладов с прошедшей в июле конференции «Игровая Индустрия». На очереди выступление Никиты Покручина, основателя Level 26 Games. Он рассказал о том, что такое фандрайзинг и как к нему сегодня стоит подходить.

Следующая конференция «Игровая Индустрия» пройдет 15-16 октября в Москве. Узнать о ее спикерах и купить билеты можно здесь.

Для начала я немного расскажу про себя.

Я Никита, основатель студии Level 26 Games. У нас один проект, мы делаем мобильную игру в духе GTA Online — Grand Hustle (ранее — Alt City Online).

Я сам в геймдеве пять лет. Весь мой опыт заключается в развитии своей студии разработки игр. Я начинал разработку игры в одиночку. У меня практически не было опыта.

К настоящему моменту в свою студию я привлек инвестиций на 1,5 млн долларов. Это в ходе трех раундов инвестиций (последний был в марте).

Работал с разными инвесторами — и с английскими, и со стратегическими, и с достаточно крупными компаниями, которые сами занимаются разработкой игр.

Последняя оценка нашей студии — 5 млн долларов.

Grand Hustle

Теперь к теме доклада. Начнем с терминологии.

Фандрайзинг — это привлечение инвестиций в свой проект для его финансирования.

Зачастую создание своего дела кажется невыполнимой задачей. Как, не имея ресурсов, не имея богатых мам, пап, не имея какого-то наследства, с нуля сделать что-то, сделать так, чтобы на тебя работали люди, чтобы ты мог выплачивать им зарплату, чтобы создавался продукт?

Фандрайзинг – это как раз тот инструмент, который позволяет, пользуясь терминологией Питера Тиля и Блейка Мастерс, перейти от нуля к единице. Он позволяет, не имея изначально ничего на руках, сделать что-то, что приносит деньги, во что люди играют.

Но тут хочу сразу отметить, что и фандрайзинг, и запуск своей компании, и жизнь стартапера, особенно в первые годы — это не про «успешный успех», это про боль, огромную ответственность и огромные риски.

Фандрайзинг — это не про красивую жизнь и не про удачу, это про работу. Правильнее всего фандрайзинг назвать инструментом. Его можно сравнить, например, с кредитованием бизнеса. Работу с этим инструментом можно освоить, это навык, а не магия.

Почему на последнем я делаю акцент?

Дело в том, что многие ребята не задумываются о том, чтобы сделать свою игру или запустить свой бизнес, поскольку им кажется, что привлечение денег — это какие-то сказки. Дескать, кто мне даст несколько миллионов долларов на реализацию проекта, а даже, если даст, то не вывезет ли он меня потом в лес.

Такое положение дел, такое мнение сложилось из-за того, что не все понимают, как работают инвестиции. Это и останавливает от работы с ними и, как следствие, от запуска собственного бизнеса.

Инвестируют, как правило, для того, чтобы получить долю в компании. Доля компании инвесторам требуется для того, чтобы в последующем сделать экзит.

Например, компания проинвестировала 500 тысяч долларов в разработчика. Получила долю в размере 10%.

Цель инвестора — продать эти 10% через 2-3-4 года кому-то еще за сумму, значительно превышающую первоначальный вклад. Например, за 5 млн долларов.

Сумма, за которую инвестор продаст свою долю, зависит от того, как со своей задачей развития бизнеса справится фаундер, эти деньги привлекший.

Инвестор – это не меценат, это ваш партнер по бизнесу. И потому его надо воспринимать соответственно, как бизнесмена, который вкладывает деньги, чтобы затем заработать иксы. Вы же в этой связке — тот, кто представляет этому бизнесмену шанс заработать гораздо больше, чем он бы заработал на классических инструментах.

Очень важно себя не недооценивать как фаундера. Рискует не только инвестор, но и вы. Просто рискуете разными ресурсами. Инвестор — деньгами, вы — временем, силами, нервными клетками, которые, как известно, не восстанавливаются.

Базу рассказал, теперь давайте перейдем к «мясу» презентации.

Grand Hustle

Что лучше всего работает в 2024 году?

Фултайм

Лучше всего работает фандрейзить в фултайм.

Очень часто встречаюсь с ситуацией, когда ребята работают где-то и параллельно пытаются привлекать инвестиции. Это плохая идея.

Почему?

Поднять инвестиции — сама по себе задача сложная.

Правильнее всего посвятить большое количество времени и всего себя тому, чтобы:

  • во-первых, поднять инвестиции;
  • во-вторых, в принципе, получить этот навык.

Работая и параллельно занимаясь им 10-20% времени, наверное, можно привлечь инвестиции, но вероятность этого гораздо ниже.

Теплые интро

Классно работают теплые интро.

Холодные обращения, когда идет рассылка 100-200 писем по различным базам фондов, отправка презентаций — это тоже важно делать. Однако фокус должен быть на теплых интро.

Как это работает?

Вы анализируете свое окружение, знакомых, пытаетесь понять, кто вам может сделать классное интро, кто может познакомить с потенциальным инвестором.

Для того, чтобы иметь такое окружение — свой круг общение, конечно, постоянно нужно увеличивать.

Advisory board

Группа советников. Тоже важно.

Advisor – кто это такой? Это человек, который достиг какого-то классного результата в рамках своей ниши. Например, это может быть какой-то очень крутой, именитый гейм-дизайнер, которого в индустрии все знают.

Если ему интересен проект или бизнес, то он за небольшую долю в вашей компании становится советником.

Зачем нужна группа таких специалистов?

Во-первых, она позволяет намного эффективнее принимать решения. Например, если есть юридический советник, то в случае какой-либо проблемы он поможет, подскажет.

Во-вторых, это облегчает фандрайзинг. В компанию спокойнее инвестируют, когда знают, что за спиной у фаундера группа экспертов, которая верит в продукт.

В-третьих, советники очень часто обладают крутым нетворком. Это упрощает получение теплых интро.

Быстрый фандрайзинг

Это подход к привлечению инвестиций, когда вы на небольшом промежутке времени создаете большой ажиотаж вокруг проекта.

Как это работает?

Сначала на протяжении нескольких месяцев вы прогреваете множество инвесторов, продаете им свою идею, но не переходите к этапу переговоров.

Затем, когда у вас накапливается группа из 30-40 готовых к встречам инвесторов, вы ставите эти переговоры на одну-две недели.

В течение этого периода вы очень активно общаетесь и стараетесь закрыть раунд не с помощью одного большого инвестора, а получить ряд в том числе небольших чеков (например, если у вас весь раунд 500 тысяч долларов, то резонно будет поднимать раунды по 10-20 тысяч долларов).

Такой подход к фандрайзингу хорошо работает по двум причинам.

Во-первых, если даже один небольшой инвестор согласовал сделку, другие инвесторы начинают на ваш проект смотреть с большим интересом.

Во-вторых, нередки ситуации, когда те, кто проинвестировал небольшую сумму, приводят крупных инвесторов, которые готовы закрыть раунд целиком.

Что я понял за три раунда инвестиций

  • Фандрайзинг – это навык, которому можно научиться, как и любому другому навыку.
  • Нетворк – это один из ключевых ресурсов фаундера. И его надо постоянно развивать. Если вы не выходите из дома, а общаетесь только с родителями и кошкой — у вас вряд ли получится привлечь средства.
  • Фаундер не должен разрабатывать игру. У него три других ключевых задачи: собрать команду, сформировать виденье проекта и найти ресурсы на его реализацию.

Если ваша задача исключительно сделать игру мечты, то про фандрайзинг можно забыть и заниматься творческой реализацией. Однако, если хочется сделать крутую, успешную, зарабатывающую игру, то к разработке нужно относится совсем иначе и без привлечения инвестиций тут не обойтись.

К этой мысли я, к сожалению, пришел не сразу. Приди я к ней раньше, у меня сейчас были бы совершенно другие результаты.


Подписывайтесь на App2Top.ru в Telegram и во «ВКонтакте»

Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на [email protected]

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
×