Как в правовом поле прошел год для индустрии видеоигр, — рассказал Роман Лукьянов, управляющий партнер юридической компании Semenov&Pevzner.
Роман Лукьянов
Как 2020 год прошел для компании?
2020 для компании прошел на удивление динамично, бодро и в целом позитивно. Да, в начале года нас, конечно, посещали страхи, что вот-вот сейчас все повалится, мы останемся без денег, придется сокращать оклады, бонусы, штат и прочие ужасы. Но к нашему и счастью, и удивлению, работа никуда не делась. Изменились сами задачи немного.
Я это связываю с фокусом нашей работы – интеллектуальная собственность, медиа-среда, entertainment, IT – все это получило новый импульс в свете «ковидных» событий. Отсюда и новые задачи, и новые вызовы.
Пандемия в том числе стала триггером для конфликтов (кто-то кому-то задолжал, кто-то решил не продлевать лицензию, но продолжил использовать продукт, кто-то что-то скопировал на скорую руку, чтобы заработать поскорее).
Какие законы и разбирательства были стоящими внимания в этом году?
Возьму широко – по миру. Самые стоящие судебные дела 2020 – это, конечно, Epic против Apple и Voodoo против Rollic.
Первое далеко от завершения, но уже сейчас понятно, что даже до вынесения решения судом оно сильно повлияло на рынок: Apple изменила комиссию стора. Да, не для всех, но все же.
Voodoo v. Rollics – это, как по мне, история не такая громкая, но для юриста не менее крутая и интересная, чем с Epic. Вопрос защиты гиперказуальных игр от copycat-проектов – это известная головная боль. Аудиовизуального, защищаемого IP там мало, классические иски/претензии работают со скрипом. Но вот Voodoo фактически придумала новый способ, как защитить свой проект через механику недобросовестной конкуренции. Дело, очевидно, должно еще пройти несколько инстанций, чтобы стать полноценным прецедентом. И большой вопрос – можно ли масштабировать эту практику на другие юрисдикции (спор рассматривается во Франции). Но это серьезное событие в любом случае.
Если говорить про РФ, то именно споров тут каких-то интересных, я не припомню. Разве что иск Microsoft и Mojang Synergies к российскому производителю молочных продуктов за товарный знак Minecraft.
С законами тоже есть, что вспомнить в этом году. Например, закон о блокировке мобильных приложений с пиратским контентом. Пока судебных решений по этому закону нет, но есть уже стартовавшие судебные споры (в парочке мы участвуем непосредственно). Как он будет работать в контексте игровой индустрии (на пользу или во вред) – говорить пока рановато.
Поправки по IT-налоговому маневру, закон о цифровых финансовых активах, закон о краудфандинге, который вступил в силу с 1 января 2020 – все это пришло в нашу жизнь в 2020. Пока не очень понятно, как сильно это поможет (или навредит) игровой индустрии.
Каких законодательных инициатив ждешь от будущего года?
Ну, во-первых, был анонсирован пакет мер (пока еще не законодательных инициатив), направленных на поддержку игровой индустрии. Возможно, что-то из этих мер будет реализовано (упрощенный порядок релиза российских игр в Китае, упрощение валютного контроля, дополнительные налоговые льготы).
Во-вторых, в работе у МВД есть законопроект криминализации пропаганды наркотиков. В последней редакции он негативно цеплял игры, посмотрим, что будет в новой версии.
В-третьих, если говорить именно об ожиданиях, то я бы очень хотел увидеть полноценный федеральный закон о государственной поддержке игровой индустрии. По аналогии с кино. Не про то, что государство всем налево-направо дает деньги (хотя про деньги тоже), а про понятные принципы государственной политики для игровой индустрии: создание благоприятной законодательной среды, подготовка кадров и поддержка образования, определение статуса видеоигры и предоставление дополнительных инструментов защиты, поддержка экспорта, налоговые преференции, субсидии, проактивное участие государства в построении международных отношений с другими важными рынками в контексте видеоигр. Маловероятно, что что-то такое появится в 2021 году, но хотелось бы, чтобы в этом направлении хотя бы посмотрели.
Если говорить про мир – то тут самая горячая точка – это лутбоксы. Скорее всего, законодатели многих стран будут теми или иными способами эту часть индустрии регулировать (при чем жестко).
Какие игровые релизы в этом году заинтересовали? Каким уделил внимание именно как геймер?
Играть времени совсем мало. В этом году дошли руки до The Last of Us 2, Desperados 3, Ghost of Tsushima и Wasteland 3.
Комментарии
Ответить