Чем принципиально отличаются роли специалистов разного уровня, — в своей колонке рассказал Кирилл Романовский, дизайнер, бывший глава по дизайну Mail.Ru Group и Kaspersky.
Кирилл Романовский
У каждого специалиста свой уникальный бэкграунд, история и, конечно, вектор развития. Задача менеджера — как раз помочь сотруднику лучше себя понять, определить горизонты развития, выбрать подходящий путь.
Донести принципы развития карьеры до каждого в команде и организовать регулярный ассессмент — это вызов. Необходимо объяснить — и в чем разница между грейдами, и как сотруднику перейти на следующий, и как вырасти до Senior.
Не будет ответа — не сможете помочь, а документ с индивидуальным планом развития превратится в бесполезную бумажку.
Как раз работа над системами грейдов заставила меня задуматься о том, как можно кратко и ясно сформулировать, в чем состоит разница между специалистами разного уровня.
Разница измеряется не в годах. Основные драйверы роста совершенно иные. Тут на первое место выходит наличие экспертизы в нескольких дисциплинах (T-shaped), софт-скиллов и уровня контроля (ownership).
Отталкиваясь от этого подхода я пришел к следующей характеристике грейдов:
- Junior – Aware (осознание);
- Middle – Follow (следование);
- Senior – Influence (влияние);
- Staff – Drive (ведение);
- Principal – Strategize/Raise the bar (управление).
Junior
Фундаментом развития младших специалистов является понимание:
- ценностей команды;
- общих процессов;
- основ дисциплины.
Без этих знаний начинающему специалисту будет сложно запустить карьеру. Поэтому лучшее определение роли специалиста уровня Junior — осознание.
Кроме того, нельзя упускать из виду важность софт-скиллов. Начинающие специалисты, которые понимают важность и ценность обратной связи, активно участвуют в ее предоставлении и получении, а также активно участвуют в обсуждениях и совместной работе, значительно ускоряют свой профессиональный рост.
Middle
Специалисты, которые перешли на позицию Middle, обладают уже достаточными практическими навыками, чтобы уверенно следовать всем процессам в компании. Собственно, поэтому слово Follow идеально описывает этот уровень.
Базовые знания специалиста обретают практический опыт. Происходит рост как экспертности, так и автономности.
На этом уровне специалист уверенно прибегает к обратной связи как инструменту, проводит исследования, сам контрибьютить что-либо в систему, обосновывает свои решения команде и формулирует гипотезы.
С опытом приходят и новые знания. Именно в этот момент начинается рост специалистов и в многофункциональном плане, они начинают больше понимать о смежных областях работы. То есть, растет их T-shaped-экспертность.
Senior
На предыдущем уровне у специалиста начался рост знаний в смежных областях (неважно, в каких именно, но, как правило, одной из этих областей становится менеджмент). В какой-то момент эти знания достигают критической массы и фокус смещается от следования к воздействию на процессы, команды или продукт.
Именно поэтому уместно говорить о влиянии как об определении роли.
Специалист становится полностью автономномной единицей с широким набором T-shaped-навыков и демонстрирует высокий уровень контроля над продуктом или процессами (ownership).
Специалисты уровня Senior всегда приносят новый опыт и новый взгляд, они способны влиять на стратегию, будь то стратегия продукта или бренда. Такие специалисты становится полноправными партнерами для продакт-менеджера или маркетолога.
Staff
Итак, у человека есть опыт, знания, автономность, партнерство и влияние. Что дальше?
- Опыт, знания и влияние ведут к наставничеству (mentorship). Специалист начинает быть активным источником изменений в команде и продукте. Он организует обмен знаний внутри команды.
- Партнерство, влияние и автономность преобразуется в co-leading. Это следующая ступень. Специалист работает как полноправный партнер сразу с несколькими командами и выступает в разных ролях. Именно с этой точки в карьерной ветке лучше всего переходить на менеджерскую тропу.
Слово drive — отлично иллюстрирует переход от автономности к активной коллаборации, вовлечению и фасилитации. Эта роль стратегически важна для команды, потому что ускоряет ее развитие.
Principal
С уровня Senior знания по T-shaped-модели начинают обогащаться практическим опытом. К уровню Principal этот опыт становится очень обширным.
Накопление опыта происходит разными путями. Я знаю примеры, когда специалисты из одной области переходили в другую. Некоторые возвращались, другие росли в новом для себя направлении. Причем речь шла не о смене профессии, а именно о росте, о получении нового опыта, который в том числе давал больший угол зрения, который необходим руководству.
Principal оперирует на уровне the big picture. Это позволяет ему повышать планку и создавать вызовы для команды и продукта. Контрибьюторы на уровне Principal отвечают за генерацию и внедрения стратегического мышления в команде.
Principal — это суперопытные контрибьюторы, ровня директору или VP. Лучше всего они работают в прямой связке с этими ролями.
Надо отметить, что роль Principal критически важна для больших команд и экосистем, где слово «стратегия» становится более осязаемым. Ровно в тот момент, когда в компании появляется запрос на концептуальное видение продукта на длинной дистанции.
Комментарии
Ответить