Чем принципиально отличаются роли специалистов разного уровня, — в своей колонке рассказал Кирилл Романовский, дизайнер, бывший глава по дизайну Mail.Ru Group и Kaspersky.

Кирилл Романовский

У каждого специалиста свой уникальный бэкграунд, история и, конечно, вектор развития. Задача менеджера — как раз помочь сотруднику лучше себя понять, определить горизонты развития, выбрать подходящий путь.

Донести принципы развития карьеры до каждого в команде и организовать регулярный ассессмент — это вызов. Необходимо объяснить — и в чем разница между грейдами, и как сотруднику перейти на следующий, и как вырасти до Senior.

Не будет ответа — не сможете помочь, а документ с индивидуальным планом развития превратится в бесполезную бумажку.

Как раз работа над системами грейдов заставила меня задуматься о том, как можно кратко и ясно сформулировать, в чем состоит разница между специалистами разного уровня.

Разница измеряется не в годах. Основные драйверы роста совершенно иные. Тут на первое место выходит наличие экспертизы в нескольких дисциплинах (T-shaped), софт-скиллов и уровня контроля (ownership).

Отталкиваясь от этого подхода я пришел к следующей характеристике грейдов:

  • Junior – Aware (осознание);
  • Middle – Follow (следование);
  • Senior – Influence (влияние);
  • Staff – Drive (ведение);
  • Principal – Strategize/Raise the bar (управление).

Junior

Фундаментом развития младших специалистов является понимание:

  • ценностей команды;
  • общих процессов;
  • основ дисциплины.

Без этих знаний начинающему специалисту будет сложно запустить карьеру. Поэтому лучшее определение роли специалиста уровня Junior — осознание.

Кроме того, нельзя упускать из виду важность софт-скиллов. Начинающие специалисты, которые понимают важность и ценность обратной связи, активно участвуют в ее предоставлении и получении, а также активно участвуют в обсуждениях и совместной работе, значительно ускоряют свой профессиональный рост.

Middle

Специалисты, которые перешли на позицию Middle, обладают уже достаточными практическими навыками, чтобы уверенно следовать всем процессам в компании. Собственно, поэтому слово Follow идеально описывает этот уровень.

Базовые знания специалиста обретают практический опыт. Происходит рост как экспертности, так и автономности.

На этом уровне специалист уверенно прибегает к обратной связи как инструменту, проводит исследования, сам контрибьютить что-либо в систему, обосновывает свои решения команде и формулирует гипотезы.

С опытом приходят и новые знания. Именно в этот момент начинается рост специалистов и в многофункциональном плане, они начинают больше понимать о смежных областях работы. То есть, растет их T-shaped-экспертность.

Senior

На предыдущем уровне у специалиста начался рост знаний в смежных областях (неважно, в каких именно, но, как правило, одной из этих областей становится менеджмент). В какой-то момент эти знания достигают критической массы и фокус смещается от следования к воздействию на процессы, команды или продукт.

Именно поэтому уместно говорить о влиянии как об определении роли.

Специалист становится полностью автономномной единицей с широким набором T-shaped-навыков и демонстрирует высокий уровень контроля над продуктом или процессами (ownership).

Специалисты уровня Senior всегда приносят новый опыт и новый взгляд, они способны влиять на стратегию, будь то стратегия продукта или бренда. Такие специалисты становится полноправными партнерами для продакт-менеджера или маркетолога.

Staff

Итак, у человека есть опыт, знания, автономность, партнерство и влияние. Что дальше?

  • Опыт, знания и влияние ведут к наставничеству (mentorship). Специалист начинает быть активным источником изменений в команде и продукте. Он организует обмен знаний внутри команды.
  • Партнерство, влияние и автономность преобразуется в co-leading. Это следующая ступень. Специалист работает как полноправный партнер сразу с несколькими командами и выступает в разных ролях. Именно с этой точки в карьерной ветке лучше всего переходить на менеджерскую тропу.

Слово drive — отлично иллюстрирует переход от автономности к активной коллаборации, вовлечению и фасилитации. Эта роль стратегически важна для команды, потому что ускоряет ее развитие.

Principal

С уровня Senior знания по T-shaped-модели начинают обогащаться практическим опытом. К уровню Principal этот опыт становится очень обширным.

Накопление опыта происходит разными путями. Я знаю примеры, когда специалисты из одной области переходили в другую. Некоторые возвращались, другие росли в новом для себя направлении. Причем речь шла не о смене профессии, а именно о росте, о получении нового опыта, который в том числе давал больший угол зрения, который необходим руководству.

Principal оперирует на уровне the big picture. Это позволяет ему повышать планку и создавать вызовы для команды и продукта. Контрибьюторы на уровне Principal отвечают за генерацию и внедрения стратегического мышления в команде.

Principal — это суперопытные контрибьюторы, ровня директору или VP. Лучше всего они работают в прямой связке с этими ролями.

Надо отметить, что роль Principal критически важна для больших команд и экосистем, где слово «стратегия» становится более осязаемым. Ровно в тот момент, когда в компании появляется запрос на концептуальное видение продукта на длинной дистанции.


Подписывайтесь на App2Top.ru в Telegram и во «ВКонтакте»

Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на [email protected]

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.