Настают тяжелые времена для таргетинга. На днях Европейский парламент утвердить первоначальную версию законопроекта, который в том числе призван запретить IT-компаниям собирать ряд данных о пользователях. Коротко рассказываем о законе.
Новый закон называется The Digital Services Act (он же DSA или Закон о цифровых услугах). Он охватывает почти весь цифровой контент: от сайтов и социальных сетей до мобильных приложений и цифровых сторов.
Основная идея, стоящая за законом, — то, что нелегально в реальном мире, должно быть нелегальным в онлайне. Продвигающие закон чиновники уверяют, что он будет способствовать созданию безопасного цифрового пространства.
- а) дать обычным пользователям возможность заявлять о случаях разжигания ненависти, дезинформации, появления контрафакта;
- б) обязать сервисы реагировать на это под угрозой высоких штрафов.
По факту получается, что основная задача закона — сделать так, чтобы социальные платформы и цифровые сторы несли ответственность за тот контент, который продается и распространяется на их страницах.
Плюс DSA устанавливает новые правила по взаимодействию с IT-компаниям. Согласно им, сервисы должны будут по первому требованию и в сжатые сроки удалять тот контент, который регуляторы признают нелегальным или дезинформирующим.
Но есть у законопроекта и вторая задача — ограничить возможности таргетированной рекламы. Это будет достигаться комплексом мер.
- Первое. До пользователя необходимо донести, какая информация о нем будет собираться. Далее ему нужно рассказать в максимально доходчивой форме, каким образом эти данные будут монетизироваться. После этого у пользователя должен быть выбор, отдать свои данные или нет. В том случае, если он не согласится, ему должны предоставить другие варианты доступа к сервису (в том числе с рекламой без трекинга).
- Второе. Запрещается сбор данных о несовершеннолетних с целью последующей рекламы. Под запретом в том числе таргетинг частных лиц по таким категориям, как раса, пол и вероисповедание. Чиновники не хотят, чтобы у рекламодателей была возможность работать через рекламу с уязвимыми группами граждан.
- Третье. Онлайновые платформы должны бороться с сомнительными маркетинговыми практиками. Речь о так называемых «темных паттернах», к которым в том числе можно отнести приемы в дизайне рекламы, которые подталкивают пользователя к покупке или загрузке тех программ, которые он не собирался ни приобретать, ни скачивать (штраф за нарушение — до 6% от мирового оборота).
Текст был утвержден в прошлый четверг. За него проголосовало абсолютное большинство парламента — 530 человек (78 выступили против, еще 80 воздержались).
Важно: для того, чтобы законопроект стал законом, его должен принять Европейский Совет, высший политический орган Евросоюза. Обсуждение DSA в Совете стартует 31 января 2022 года.
Тем временем в США демократическая партия внесла на рассмотрение закон, который запрещает рекламный таргетинг почти целиком.
Комментарии
Ответить