Многие популярные сегодня игры получили “зеленый” свет во многом благодаря венчурному финансированию. Из недавних успешных примеров — финская Seriously (разработчики Best Fiends), которая в конце ноября довела суммарную цифру поднятых инвестиций до $10 млн. В связи с этим, мы решили расспросить отечественных инвесторов о том, реально ли получить сегодня в России деньги на создание игры.
На наши вопросы согласились ответить Дмитрий Смирнов, управляющий партнер Flint Capital, и Михаил Демидов, партнер и инвестиционный директор фонда венчурных инвестиций T34Moscow.
Реально ли в России получить деньги на разработку мобильной игры?
Дмитрий Смирнов
Дмитрий: Шансы получить деньги на мобильную игру от венчурного фонда близки к нулю.
Михаил Демидов
Михаил: В России до недавнего времени было реально получить $150-200 тыс. долларов на разработку мобильной игры со сценарием, обычно повторяющим какой-нибудь популярный зарубежный продукт (типичный пример – Cashsquare, которая сделала мобильную «Монополию»), при этом реально подобные компании привлекали следующие раунды исключительно на маркетинг (до $1 млн). После ухудшения экономической ситуации крупные бизнес-ангелы и фонды, которые финансировали подобные начинания (Kite Ventures, IQOne, Игорь Рябенький. Игорь Мацанюк, Игорь Устинов и другие) перестали смотреть на местный рынок, обратившись к международным бизнесам или закрыв поддержку игрового направления.
Почему столь маловероятно получить средства?
Дмитрий: Чтобы запустить реально хит, который порвет рынок, нужно запустить сначала штук 10-15 треша. Вероятность попадания в треш огромная. Спрогнозировать популярность невозможно.
Михаил: В России очень сложный менталитет покупателей цифрового контента (хотя по последним данным от Data Insight, в прошлом году именно игры занимали 92% от всех продаж в диджитал-сегменте) – именно поэтому здесь иная пользовательская экономика и принципы поведения (игры по freemium-модели идут активнее платных тайтлов, студии занимаются не всегда легальным продвижением и так далее).
А как вообще обычно происходит поиск бизнес-ангела современными стартапами?
Дмитрий: На конференциях, профессиональных сайтах и сообществах.
Михаил: В России очень мало бизнес-ангелов и их имена-пароли-явки известны в отраслевом сообществе. Неожиданных сделок крайне мало, поэтому современные игровики-стартаперы ориентируются на существующие портфели инвесторов, когда показывают свои разработки.
Какие ошибки они, как правило, совершают?
Дмитрий: Слишком верят в идею, не проведя достаточно подготовительной работы по подтверждению гипотез.
Михаил: Незнание (подавляющее большинство запросов) своей целевой аудитории, плохой продуктовый маркетинг, неочевидная экономика проекта, юридические риски, неадекватное инвестиционное предложение.
И последний вопрос: что нужно сделать/показать, чтобы конкретно вы дали денег на мобильную игру?
Дмитрий: Трекшн*.
*Трекшн — положительная обратная связь от клиентов и рынка, доказательство, что продукт/услуга имеют спрос.
Михаил: Я не инвестирую в сегмент мобильных и настольных игр, поскольку не считаю данный бизнес перспективным для себя из-за рисков пользовательской экономики.
Спасибо за ответы!
Комментарии
Ответить