Юридическая компания Semenov&Pevzner подготовила глобальный отчет по правовым конфликтам в игровой индустрии за последние полгода.
Обзор подготовили Екатерина Смирнова, управляющий партнер Санкт-Петербургского офиса Semenov&Pevzner, Марина Прыгунова, помощник юриста Semenov&Pevzner, и Вадим Кочешев, помощник юриста Semenov&Pevzner.
Екатерина Смирнова, Марина Прыгунова и Вадим Кочешев
Работа поделена на пять частей:
- авторское право;
- средства индивидуализации;
- патентные права;
- читы;
- другие кейсы.
Предыдущий обзор (январь — июнь 2022) можно найти здесь.
Авторское право
1. Суд отклонил иск хореографа Кайла Ханагами к Epic Games
29 марта 2022 года американский хореограф и ютубер Кайл Ханагами (Kyle Hanagami) подал иск к Epic Games в Окружной суд США штата Калифорния. По мнению хореографа, Epic Games незаконно использовала его хореографию как один из вариантов визуализированных эмоций персонажа Капитана Америка (речь про эмоцию «It’s Complicated», которая была представлена разработчиками в августе 2020 года) в Fortnite.
В 2017 году хореограф поставил танец под песню Чарли Пута (Charlie Puth) «How Long» и опубликовал на YouTube видео с ним, которое набрало более 35 млн просмотров. Ханагами действительно обладает авторскими правами, причем зарегистрированными в соответствии с законом США «Об авторском праве», как на хореографию, так и на само видео танца.
В решении от 24 августа 2022 года Окружной суд штата Калифорния не согласился с доводами хореографа: суд не увидел высокой степени схожести между танцем Ханагами и танцем для эмоции «It’s Complicated» в Fortnite. Судья также отметил, что отдельные танцевальные движения или «па», о которых хореограф заявлял в иске, не охраняются авторским правом, поскольку они являются классическими и повсеместно используются в танцах различными авторами. Суд указал, что такие простые танцевальные движения могут быть защищены авторским правом только в совокупности с другими элементами.
Компания Brooks Entertainment в ноябре 2021 года подала иск в Окружной суд США штата Калифорния к Activision Blizzard и Rockstar Games. Как следует из иска, ответчики якобы использовали образ генерального директора Brooks Entertainment Шона Брукса (Shon Brooks) для создания персонажа Шона Брукса (Sean Brooks) в игре Call of Duty: Infinite Warfare.
Шон Бруск из Brooks Entertainment и Шон Бруск из Call of Duty: Infinite Warfare
Кроме того, истец считает, что в этой же игре Call of Duty: Infinite Warfare ответчики скопировали отдельные элементы из собственных разработок истца (речь идет об играх Stock Picker и Save One Bank): в играх присутствуют похожие сцены сражений в торговых центрах, и главные персонажи игр отправляются на Марс.
12 июля 2022 года Окружной суд США штата Калифорния отклонил иск. Суд указал, что адвокат истца слишком поверхностно изучил материалы дела и пришел к ошибочным выводам. Во-первых, компания Rockstar Games не имеет никакого отношения к серии игр Call of Duty, которая издается только Activision Blizzard. Во-вторых, персонаж Шон Брукс не является главным героем игры и, более того, совершенно не похож на генерального директора компании Brooks Entertainment Шона Брукса. И хотя в игре Call of Duty: Infinite Warfare действительно есть битва в торговом центре, она не похожа на описание в иске.
Судья добавил, что адвокат истца «мог легко проверить эти факты до подачи фактически необоснованной жалобы точно так же, как суд легко проверил их в течение первых полутора часов игры».
Созданная в 2015 году китайскими разработчиками игра Pocket Monster Reissue, также известная как Koudaiyaoguai Fuke, обрела большую популярность среди китайских игроков. В игре используются точные копии персонажей Эша и других покемонов — Пикачу, Ошавота и Тепига. Китайские разработчики не скрывают свою причастность к вселенной «Покемонов» и даже назвали одно из специальных изданий игры – «Пикачу». Только за первый год продажи игры составили $43,4 млн.
Pocket Monster Reissue
Известность китайской игры Pocket Monster Reissue только возросла в 2017 году, когда власти Китая запретили официальную игру Pokémon Go, разработанную при поддержке Nintendo и The Pokémon Company.
Спустя семь лет в конце августа 2022 года японская компания The Pokémon Company, наконец, узнала о существовании игры Pocket Monster Reissue и подала иск против шести китайских компаний-разработчиков, одной из которых является Shenzhen-listed Jiangyin Zhongnan Heavy Industries Co. В иске правообладатель «Покемонов» указал на нарушение авторских прав и недобросовестную конкуренцию, а также потребовал возместить ущерб в размере $72,5 млн. Кроме того, истец потребовал от китайских компаний публичных извинений.
На данный момент иск находится на рассмотрении.
4. Студия Bungie подала в суд на YouTube-блогера за направление фальшивых «страйков»
22 июня 2022 года студия Bungie подала иск в Окружной суд США Западного округа Вашингтона против игрока Destiny 2, который подавал десятки фальшивых предупреждений о нарушении авторских прав от имени компании. В иске указано, что создатель калифорнийского YouTube-канала Ник Майнор (Nick Minor) растиражировал одно уведомление об удалении в 96 мошеннических «страйков» против других пользователей YouTube.
Разработчик указал, что в декабре 2021 года подрядчик Bungie по «защите бренда» — CSC Global — отправил Майнору законное уведомление об авторских правах с просьбой удалить музыку из саундтрека Destiny The Taken King из YouTube-видео. Предположительно, в ответ Майнор создал учетную запись Gmail, имитирующую учетную запись CSC Global, а затем отправил аналогичные запросы множеству других учетных записей YouTube: Майнор представился представителем CSC Global и потребовал, чтобы учетные записи удалили спорные аудио-произведения из контента, направив «страйки».
Bungie характеризует действия ютубера как «кампанию по дезинформации» против студии. Сообщество игры Destiny 2 было сбито с толку полученными уведомлениями и расстроено, полагая, что Bungie нарушила обещание позволить игрокам создавать свои собственные сообщества и каналы YouTube на контенте Destiny 2.
Компания потребовала возмещения финансового ущерба за клевету, подачу ложных уведомлений DMCA (закона об авторском праве в цифровую эпоху) и нарушение авторских прав.
Bungie предполагает, что нарушитель использовал слабые места в системе отчетности YouTube: Майнор мог легко выдать себя за сотрудника CSC Global, например, потому что YouTube требует, чтобы все отчеты поступали через учетную запись Gmail, а не через домен компании.
Дальнейшая судьба иска пока неизвестна.
В 2017 году Джеймс Хейден (James Hayden) подал иск к компаниям 2K Games и Take-Two Interactive. По мнению истца, в серии игр NBA 2K были неправомерно использованы изображения татуировок, которые Джейс Хайден специально разработал для баскетболистов Дэнни Грина (Danny Green), Леброна Джеймса (LeBron James) и Тристана Томпсона (Tristan Thompson).
Леброн Джеймс в NBA 2K
Ответчики, возражая против иска, указали, что татуировки были использованы в игре только для того, чтобы реалистично передать образы известных баскетболистов, и доля их попадания в кадр незначительна. Кроме того, издатели игры полагают, что татуировки «не оригинальны» и потому не охраняются авторским правом.
Определением от 20 сентября 2022 года Окружной суд США Северного округа штата Огайо установил, что татуировки истца охраняются авторским правом, поскольку процесс создания татуировки требует «бесчисленных художественных решений, в том числе в отношении точной формы, стиля, выражения, оттенка, толщины линии, плотности, цвета и ориентации на плече […]. Нанесение качественной татуировки на тело требует значительного восприятия, зрения, ловкости и навыков, учитывая неровную поверхность человеческого тела».
Иные вопросы о том, были ли изображения татуировок использованы в игре в незначительном объеме и ущемляло ли это ценность татуировок истца, переданы на рассмотрение присяжным.
Окончательное решение по делу не принято, иск находится на рассмотрении.
6. Суд удовлетворил иск татуировщицы Кэтрин Александр к компании Take-Two Interactive
Иски о незаконном использовании татуировок в играх стали трендом. В 2018 году тату-мастер Кэтрин Александер (Catherine Alexander) подала иск в Окружной суд США Южного округа штата Иллинойс к Take-Two Interactive. Она заявила, что компания нарушила авторские права на татуировки и незаконно использовала изображения для создания персонажа рестлера Рэнди Ортона (Randy Orton) в серии игр WWE 2K.
Рэнди Ортон в WWE 2K
30 сентября 2022 года суд принял решение в пользу тату-мастера и обязал компанию Take-Two Interactive выплатить ей компенсацию в размере $3 750 долларов (хотя изначально Александер просила больше). При этом судья отклонил все аргументы разработчика о том, что татуировки были использованы в игре в незначительном объеме и исключительно для создания реалистичного образа знаменитого рестлера Рэнди Ортона.
Судья также отметил, что действия компании требовали получения лицензии от татуировщицы на использование татуировок. Полагаем, что это судебное решение может стать опасным прецедентом, которое позволит тату-мастерам взыскивать многочисленные денежные компенсации за любые изображения татуировок своих клиентов, которые когда-либо были замечены на фотографиях, в фильмах или в играх.
7. Музыкант Саймон Розенфилд публично пожаловался на Riot Games за блокировку его песни
Композитор и исполнитель Саймон Розенфилд (Simon Rosenfeld) написал в Twitter, что сотрудничал с компанией Riot Games в конце 2020 года. По его словам, компания приобрела у него права на песню Heroes, чтобы использовать ее в качестве гимна для чемпионата мира по League of Legends в 2021 году.
Однако ни в 2021 году, ни в 2022 году песня не была использована — вместо нее игроки услышали песню Burn It All Down от PVRIS и трек Star Walkin’ от рэпера Lil Nas X.
Музыкант решил выложить песню на YouTube и SoundCloud, чтобы она не пропадала зря, однако песня сразу же была заблокирована за нарушение авторских прав Riot Games.
Представители компании, в свою очередь, заявили, что никогда не сотрудничали с Саймоном Розенфилдом.
Розенфилд не останавливается на достигнутом и упорно продолжает публиковать свою песню в сети, используя новые аккаунты на платформах.
Средства индивидуализации
1. IKEA направила разработчику хоррор-игры претензию о нарушении товарных знаков
В октябре 2022 года стало известно о том, что шведская компания IKEA направила жалобу в адрес разработчика The Store is Closed — хоррор-игры, смысл которой сводится к выживанию в «бесконечном мебельном магазине». IKEA полагает, что в игре незаконно используются товарные знаки компании: «голубые и желтые обозначения со словами на шведском языке», «голубое квадратное здание», «желтые полосатые рубашки, как у сотрудников IKEA», «предметы мебели, похожие на мебель производства IKEA». В совокупности создается стойкая ассоциация игры с одноименным мебельным магазином.
Поскольку игра еще не выпущена и в данный момент находится на этапе сбора денег на краудфандинговой площадке, IKEA потребовала от разработчика в течение десяти дней устранить нарушения и убрать все детали, которые каким-либо образом отсылают к сети мебельных магазинов.
Разработчик игры Джейкоб Шоу (Jacob Shaw) упомянул, что очень непросто внести такие глобальные изменения в игру, находящуюся на заключительном этапе разработки, всего за десять дней. Тем не менее он согласился исполнить все требования компании, чтобы избежать дорогостоящего судебного разбирательства.
Патентные права
1. В мобильной игре Pokémon Go был незаконно использован патент
Несколько лет назад разработчик Niantic добавил в мобильную игру Pokémon Go функцию, благодаря которой игроки могут обмениваться специальным QR-кодом друг с другом и играть в мультиплеере.
В мае 2022 года компания K.Mirza, обладающая лицензией на ряд технологических патентов, обратилась с иском в Окружной суд Мюнхена против авторов Pokémon Go. По мнению истца, разработчики мобильной игры незаконно использовал патент на технологию, которая позволяет идентифицировать находящиеся поблизости мобильные устройства при помощи QR-кодов.
Еще на этапе предварительного слушания судья настойчиво рекомендовал Niantic заключить лицензионное соглашение с истцом, получить законное право использования патента и разойтись с миром. Однако разработчик был решительно настроен против переговоров с истцом и пытался доказать в судебном заседании, что в игре не используется спорный патент.
18 августа 2022 года Окружной суд Мюнхена вынес решение в пользу K.Mizra и установил нарушение патента. Теперь истец сможет не только взыскать компенсацию с разработчика мобильной игры, но и запретить использовать патент, что потенциально может привести к изменению функционала игры.
Читы
1. Продолжается спор между AimJunkies и Bungie
В 2021 году Bungie подала иск против AimJunkies, создателей читов для игр. Из иска следует, что AimJunkies нарушают авторские права Bungie, используя для создания читов оригинальный код игры. Также Bungie указала, что «читеры портят впечатление пользователей от игры в Destiny 2. Читеры не только ухудшают игровой опыт пользователей, которые не пользуются читами, но и незаконно получают и тем самым обесценивают внутриигровые награды».
Ответчики не отрицают создание читов, но указывают на то, что действующее законодательство США не запрещает их создание и продажу.
В апреле 2022 года суд установил, что при разработке читов не используется код истца, и отклонил большую часть исковых требований. Однако судебное разбирательство продолжилось, и сейчас компания Bungie сместила акцент иска на принесенный ей ущерб из-за создания и продажи читов ответчиками.
Однако создатели читов придерживаются противоположного мнения на этот счет: «Bungie также утверждает, что мы нанесли ей ущерб, когда на самом деле самые насыщенные месяцы по активности игроков и продажам были тогда, когда мы продавали наш софт. Мы намерены собрать доказательства этого». Ответчики даже предложили истцу легально внедрить читы в Destiny 2. По их мнению, это только улучшит игровой процесс.
В сентябре 2022 года стало известно, что AimJunkies предъявили к Bungie встречный иск в Окружной суд США Западного округа Вашингтона. Они обвинили Bungie в том, что она неправомерно получала доступ к компьютерам пользователей Destiny 2 и просматривала файлы на предмет наличия читов, а также незаконно осуществляла обратную разработку читов AimJunkies для изучения принципа их действия. Как считают создали читов, компания нарушила пользовательское соглашение игры и DMCA (закон об авторском праве в цифровую эпоху).
2. Activision продолжает борьбу с EngineOwning
Перед запуском Call of Duty: Modern Warfare II (28 октября 2022 года), компания Activision с большим рвением участвовала в судебном процессе против крупного производителя читов для игры Call of Duty — EngineOwning.
В прошлом обзоре мы писали, что компания Activision 4 января 2022 года подала иск к EngineOwning в Окружной суд США Центрального округа Калифорнии. Тогда компания заявила, что продажа читов не только принесла ей материальные убытки, но и причинила репутационные потери.
Activision указала в иске, что EngineOwning использует популярность шутера для своей личной выгоды и прибыли, реализуя читы, хаки и другое вредоносное программное обеспечение, что, в свою очередь, негативно сказывается на игровом опыте пользователей Call of Duty.
На этом дело не закончилось. В последних документах Activision предъявила исковые требования также к тем, кто осуществляет реализацию читов — в их числе пользователи Bonsai, Homie, NOL3X. Компания также выступила против ряда фиктивных компаний и отдельных лиц, связанным с EngineOwning и его бизнесом по продаже читов в различных юрисдикциях.
Activision потребовала, чтобы текущее программное обеспечение для функционирования читов и любое готовящееся к выпуску программное обеспечение, позволяющее игрокам использовать читы, было полностью изъято из оборота. Более того, компания попросила, чтобы вся выручка, которую EngineOwning заработал от продажи читов, была передана Activison.
Судебное разбирательство пока не достигло финала.
6 июля 2022 года стал известен приговор по первому в России уголовному делу по киберпреступлению в сфере игровой индустрии.
Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга приговорил Андрея Кирсанова к двум с половиной годам ограничения свободы, — ему запретили выезжать за пределы Екатеринбурга и менять место жительства без согласия государственного органа, осуществляющего надзор. Кроме того, Кирсанов обязан являться в полицию один раз в месяц для регистрации.
Уголовное дело № 1-382/2022 было возбуждено еще весной 2021 года, когда Кирсанова обвинили в создании сайта по продаже читов для игр World of Tanks и World of Warships по части второй статьи 273 Уголовного кодекса РФ («Создание и распространение вредоносных компьютерных программ»). Пострадавшей стороной является компания Wargaming: читы дают игрокам нечестное преимущество перед оппонентами, из-за чего честные геймеры теряют мотивацию играть дальше.
Следствие установило, что начиная с 2014 года россиянин продал тысячи пакетов программного обеспечения с ботами и читами, стоимость каждого пакета варьировалась от 25 до 2000 рублей. Ущерб, причиненный компании Wargaming, оценивается следствием в 670 млн рублей.
В судебном заседании Кирсанов признал свою вину и позже заявил, что согласен с приговором и не собирается его обжаловать.
Ожидается, что такой способ борьбы с читами впоследствии могут использовать и иные разработчики.
Иное
1. В Индии заблокивали региональную версию PUBG Mobile
29 июля 2022 года правительство Индии запретило одну из популярных игр в жанре королевская битва — Battlegrounds Mobile India (BGMI) от Krafton. Оно сделало это в соответствии со статьей 69A закона об информационных технологиях 2000 года. Это не первый раз за 2022 год, когда индийское правительство запретило крупную мобильную игру: в феврале была заблокирована Free Fire, разработчиком которой является компания Garena.
Запрет был неожиданным, поскольку отсутствовало официальное заявление как от Krafton, так и от правительства Индии: BGMI просто удалили из App Store и Google Play.
Напомним, правительство Индии еще в 2020 году наложило запрет на свыше 300 мобильных приложений, разработчики большинства из которых находились в Китае: приложения были запрещены из соображений национальной безопасности в отношении персональных данных. Блокировка коснулась PUBG Mobile, девелопером которой также является Krafton. Причем на тот момент PUBG Mobile была самой популярной мобильной игрой на территории страны. Блокировка игры мотивирована тем, что разработчик предоставлял персональные данные своему китайскому партнеру Tencent. В последствии Krafton разорвала отношения с Tencent и в 2021 году перезапустила игру под названием BGMI.
Предполагается, что BGMI тоже заблокировали из-за того, что игра переправляла данные Android-пользователей на серверы Krafton в Китае. На данный момент Krafton изменила порядок маршрутизации передачи персональных данных, однако игра так и осталась запрещенной в стране.
По мнению отраслевых обозревателей, запрет BGMI окажет значительный ущерб для индустрии гейминга и киберспорта в Индии.
2. Тестировщики Nintendo Of America годами подвергались сексуальным домогательствам
16 августа 2022 года Kotaku выпустило материал, в котором описывались тайные аспекты корпоративной культуры американского подразделения Nintendo.
В частности, Kotaku поговорил с бывшей тестировщицей Ханной. В беседе с порталом она пожаловалась, что почасовая оплата ее труда была на $3 меньше, чем у junior-тестировщика, хотя Ханна занимала более высокую карьерную позицию. Девушка также рассказала, что руководство запретило распространяться о ненадлежащем поведении одного из сотрудников Nintendo на рабочем месте. Кроме того, она сообщила, что подвергалась неуместным комментариям со стороны коллег-мужчин относительно ее сексуальной ориентации.
Многие сотрудницы Nintendo рассказали Kotaku об аналогичном опыте. Они также пожаловались на отсутствие возможностей для продвижения по службе, — женщины сталкиваются со «стеклянным потолком».
Через день после публикации отчета президент Nintendo of America Дуг Боузер (Doug Bowser) разослал по корпоративной почте сотрудникам письмо, в котором признал факт освещения домогательств в СМИ и указал, что компания готова осуществить внутреннее расследование.
Публично Nintendo не комментировала обвинения.
3. Activision Blizzard запретила обмен информации об оплате и условиях труда между работниками
На Activision Blizzard подали жалобу в Национальный совет по трудовым отношениям США (NLRB) в связи с тем, что компания вводит ограничения передачи информации об условиях работы среди сотрудников, несмотря на императивный запрет в законодательстве США. Профсоюз работников связи в США (CWA) заявил, что Activision Blizzard ограничила доступ к внутреннему чату, где работники обсуждали заработную плату и условия труда, в том числе и вопросы, связанные с харассментом и дискриминацией на рабочем месте.
Согласно тексту жалобы, менеджеры компании угрожали сотрудникам, которые обсуждали подробности судебного процесса по иску о сексуальных домогательствах против Activision Blizzard. По словам бывшего старшего аналитика Blizzard по тестированию Джессики Гонсалес (Jessica Gonzalez), у компании есть «паттерн мести против работников, которые высказываются», который лишь усиливается по мере того, как компания сталкивается с новыми исками и жалобами.
Более того, в июле 2022 года Департамент гражданских прав Калифорнии (CRD, ранее известный как DFEH) подал иск к компании, заявив, что работницы разработчика сталкиваются с «постоянными сексуальными домогательствами» со стороны коллег и менеджеров, а также подвергаются дискриминации при продвижении по службе.
4. Суд в США рассмотрит апелляцию в деле Epic Games и Apple
21 октября 2022 года должно было состояться заседание Апелляционного суда США по Девятому округу по рассмотрению апелляционной жалобы Epic Games против Apple по антимонопольному делу, подробности которого становятся предметом обсуждения далеко не первый раз. Однако судебное заседание было отложено, новая дата пока неизвестна.
Epic Games обжалует отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований, а Apple обжалует решение суда, обязавшее Apple разрешить сторонним разработчикам добавлять в приложения ссылки на сторонние платежные системы.
Обе стороны полагают, что решение суда первой инстанции в той или иной части ошибочно. Помимо того, что текст решения содержит сотни опечаток — даже должность Тим Кука (Tim Cook) указана неверно. Компании считают, что судья неверно истолковала антимонопольное законодательство США, а ее выводы противоречат фактически сложившейся рыночной ситуации. Также судья ошибочно утверждала, что доля Apple на рынке смартфонов меньше, чем доля Apple на рынке операционных систем для смартфонов, хотя iOS не реализуется отдельно от iPhone.
Единственное основание, согласно которому судья отклонила иск Epic Games, — система платежей Apple в приложениях не может, по ее мнению, быть отделена от App Store. В апелляции Epic Games утверждает, что Apple искусственно ограничивает возможность внедрения иных систем платежей, а также что Apple отказывает разработчикам в доступе к iOS, если они не используют ее платежную систему. Согласно позиции разработчика, нарушение антимонопольного законодательства и факт недобросовестной конкуренции очевидны.
Напомним, что 35 штатов США поддержали Epic Games. Если штаты смогут договориться и выбрать одного представителя, то им, вероятно, также будет предоставлено право на участие в судебном процессе.
Исход настоящего дела обещает быть интересным.
5. Sony и антимонопольные органы возражают против сделки между Microsoft и Activision Blizzard
Предметом активного обсуждения стала одна из самых крупных сделок в мире гейминга — покупка корпорацией Microsoft компании Activision Blizzard.
Sony выступает против этой сделки, поскольку опасается, что продукты Activision Blizzard — в первую очередь, игра Call of Duty — станут эксклюзивами экосистемы Xbox. Японский гигант полагает, что предоставление Microsoft контроля над играми Activision Blizzard будет иметь серьезные негативные последствия для геймеров и будущего игровой индустрии. Как утверждает Sony, ограничение рыночной конкуренции с точки зрения платформ может также послужить причиной отказа от выхода новых игр серии на PlayStation, что, безусловно, повлечет существенный ущерб Sony.
Microsoft в ответ на заявления Sony сообщила, что не планирует делать продукты Activison Blizzard эксклюзивами. Корпорация считает, что удалять Call of Duty из PlayStation Store лишено экономического смысла, учитывая ведущее положение консоли на рынке, — эксклюзивность этих игр не компенсирует потерь от ухода игр с PlayStation. Она отметила, что Sony сама практикует создание эксклюзивов для своих консолей и добивается того, чтобы студии и издательства не выпускали свои игры на Xbox.
В качестве уступки Microsoft предложила Sony заключить соглашение о сохранении Call of Duty на PlayStation на 10 лет.
Также сделку Microsoft по приобретению Activision Blizzard за $68,7 млрд тщательно расследуют регулирующие органы Великобритании, ЕС и ряда других стран. В частности, Управление по конкуренции и рынкам Великобритании (CMA) опасается, что владение Activision Blizzard со стороны Microsoft «приведет к существенному снижению конкуренции на рынке или рынках в Соединенном Королевстве».
6. Власти Индонезии заблокировали Steam, Epic Games Store, PayPal и ряд других сервисов
30 июля 2022 года индонезийские интернет-пользователи столкнулись с тем, что сотни сайтов и сервисов, в том числе такие гиганты как Steam, PayPal, Epic Games Store перестали работать в стране.
Запрет был связан с новым нормативным регулированием в отношении провайдеров электронных систем: зарубежные компании для продолжения работы в Индонезии должны зарегистрироваться в реестре Министерства связи и информационных технологий Индонезии (Kominfo). Большинство компаний этого не сделало, что и стало причиной блокировки.
Спустя несколько дней стало известно, что Valve и Epic Games выполнили требования властей, после чего Steam и Epic Games Store были разблокированы. Тем не менее на данный момент под блокировкой продолжают находиться в общей сложности 8721 сайт и сервис.
7. Японский суд разрешил ограничивать право на игры
20 августа 2022 года Окружной суд Такамацу на западе Японии подтвердил конституционность местного постановления, которое установило ограничения на видеоигры для борьбы с игровой зависимостью. Постановление, введенное в действие в префектуре Кагава в апреле 2020 года, устанавливает, как долго и когда детям разрешено играть в игры, — это первая подобная мера в Японии.
Время на видеоигры предлагалось ограничить для несовершеннолетних 60 минутами в день в школьные дни и 90 минутами во внеклассные дни. Постановление также рекомендовало ограничить онлайн-игры до 21:00 для учащихся младших классов средней школы или до 22:00 для детей старшего возраста. Постановление носило рекомендательный характер для родителей и опекунов, — санкции в случае неисполнения рекомендаций не были предусмотрены.
19-летний истец попытался опротестовать постановление в сентябре 2020 года. Он потребовал от правительства префектуры ¥1,6 млн за нарушение конституционных гарантий на уважение личности и стремления к личному счастью.
Суд пришел к выводу, что в основе постановления лежат разумные и направленные на общественное благо соображения. Поскольку постановление носит рекомендательный характер для родителей и опекунов и не включает каких-либо наказаний за его несоблюдение, оно не нарушает прав граждан, указал судья.
22 августа 2022 года к Sony был подан коллективный иск в Апелляционный Трибунал по вопросам конкуренции Великобритании (CAT). Компанию обвинили в злоупотреблении доминирующим положением на рынке в связи с навязыванием несправедливых условий разработчикам и издателям игр для PlayStation, что привело к якобы несправедливым и завышенным ценам для пользователей PlayStation Store. В частности, исцы отметили, что Sony взимает фиксированную плату в размере 30% с разработчиков, которые продают игры в сторе. Из-за этого цены на цифровые версии игр выше, чем цены на физические копии тех же проектов, несмотря на связанные расходы на изготовление и доставку материальных носителей.
Согласно исковому заявлению, за последние шесть лет потребители переплатили за свои цифровые игровые покупки в PlayStation Store на £5 млрд (предполагаемый ущерб на одного человека оценили в £67- 562). По словам исцов, Sony «обдирала людей», установив завышенные цены на игры и внутриигровые покупки. Они указали, что
В коллективном иске указано, что каждый житель Великобритании, который с августа 2016 года приобрел игры или внутриигровой контент в PlayStation Store, включен в состав истцов и может претендовать на компенсацию.
Коллективный иск сначала будет рассмотрен в CAT. Если он будет подтвержден трибуналом как имеющий право на рассмотрение в суде, иск передадут в британский суд.
Совещание о порядке рассмотрения дела должно было состояться 14 декабря 2022 года.
9. В России приняли к рассмотрению коллективный иск пользователей PlayStation к Sony
30 августа 2022 года Хорошевский районный суд Москвы принял решение возбудить гражданское дело по иску 28 человек к Sony Interactive Entertainment Europe Limited, подразделение компании в Лондоне, и к московскому офису Sony. Согласно определению о принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, ответчики должны были направить письменные возражения на исковое заявление до 31 октября 2022 года, также на эту же дату была назначена беседа сторон.
Напомним, в марте Sony Interactive Entertainment заблокировала PlayStation Store на территории России, ограничила в стране работу подписки PlayStation Plus и приостановила поставку устройств и физических копий игр. Sony не вернула деньги пользователем подписки и сервисов.
28 россиян в рамках коллективного иска потребовали вернуть возможность покупки игр, предоставить доступ к PlayStation Store и компенсировать моральный вред — по 10 млн рублей каждому. Все истцы являются пользователями PlayStation.
На данный момент Хорошевский районный суд Москвы назначил новую беседу сторон спора на 10 января. Ожидаем развития событий.
10. Антимонопольный иск Wolfire Games к Valve был отклонен
19 ноября 2022 г. Окружной суд США Западного округа Вашингтона в Сиэтле отклонил антимонопольный иск, поданный Wolfire Games к Valve по причине отсутствия нарушений антимонопольного законодательства в действиях Valve.
Напомним, что Wolfire Games подала антимонопольный иск против Valve в апреле 2021 года. Она обвинила компанию в подавлении конкуренции на рынке компьютерных игр за счет использования доминирующего положения Steam. Студия указала, что Valve лишает издателей и разработчиков возможности уменьшать цены при продаже ключей Steam на иных площадках и обязывает выплачивать 30% комиссию, результатом чего является искусственно завышенное ценообразование на всех маркетплейсах.
В мае 2022 года иск отправили на новое рассмотрение.
Исковое заявление Wolfire не содержало доказательств, свидетельствующих о формировании «принудительной практики Valve, приводящей к неценовым антимонопольным нарушениям, а именно к снижению производительности и качества». Более того, ситуация на рынке гейминга свидетельствует об обратном, — количество игр на разных платформах увеличивается, в том числе и на Steam. Также студия не привела доказательств факта несения убытков от якобы противоправного поведения Valve.
Wolfire Games могла подать исправленное исковое заявление в течение 30 дней с момента опубликования судебного решения — до 20 декабря 2022 года.
Комментарии
Ответить