Что делать, если необходимо защититься от копирования названия игры и ее клонирования, — рассказывает в своей колонке для App2Top.ru Ника Вартанова, юрист компании VERSUS.legal.

Ника Вартанова, юрист VERSUS.legal

Чтобы лучше понимать правовые аспекты клонирования игр, разложим абстрактную игру на два «элемента», которые могут быть скопированы другим разработчиком:

  • название игры;
  • look and feel игры (графика, сюжет и игровые механики).

Боремся с копированием названия игры

Клонирование имени – самый простой способ попасть в топ результатов поиска и заставить пользователя по ошибке скачать игру-клон.

Однако столь же просто и защитить название своей игры от такого недобросовестного использования. Достаточно зарегистрировать товарный знак. Наличие товарного знака позволит блокировать копии, которые используют такое же или очень похожее название для введение пользователей в заблуждение.

На что следует в первую очередь обратить внимание перед регистрацией названия игры в качестве товарного знака?

  1. Название игры должно быть «фэнтазийным» и не относиться напрямую к играм. Это означает, что название не должно быть обычным для описания жанра игры – как, например, «ферма» или «шутер». Или не должно состоять только из пары букв или цифр. Такое название, скорее всего, не запомнится пользователям.
  2. Название игры должно быть оригинальным. Оно не должно охраняться как чужой товарный знак на той же территории. Здесь важно отметить, что товарный знак защищается только в тех странах, в которых он был зарегистрирован. Поэтому, если товарный знак существует, например, в России, нет препятствий для регистрации такого же товарного знака в Великобритании (это правило действует в большинстве случаев, но бывают и исключения – об этом смотри следующий пункт).
  3. Название игры не должно быть копией чьего-либо коммерческого обозначения или так называемого «незарегистрированного товарного знака» – обозначения, которое используется в качестве товарного знака, но еще не зарегистрировано как товарный знак. Например, если кто-то на рынке уже давно использует такое название, то отсутствие товарного знака отнюдь не означает, что регистрация вашего товарного знака не может быть эффективно оспорена.

Защита названия игры при помощи товарного знака – FAQ

  • Когда лучше подавать заявку на регистрацию товарного знака?

Как можно раньше. Если у вашей игры будет уникальное название, которое наверняка запомнится в пользовательской среде, то лучше «закрепить» его за вами до релиза. Так предприниматели-имитаторы не подадут заявку на регистрацию товарного знака раньше вас.

  • В какой стране регистрировать товарный знак?

Вы можете сначала зарегистрировать товарный знак в «своей» стране, а затем расширить его охрану на другие важные с точки зрения охвата страны при помощи Мадридской системы регистрации товарных знаков. Или изначально подавать заявку на регистрацию товарного знака в нескольких странах.

Подробнее о регистрации товарных знаков в России можно прочитать тут, а по всему миру – по этой ссылке. Государственные сайты для подачи регистрации: в России, Украине и Беларуси.

  • А что, если кто-то другой подаст заявку на регистрацию моего названия раньше меня?

К сожалению, это возможно. И если регистрация знака пройдет успешно, есть риск, что нарушителем уже будете вы.

Но вы можете побороться. Если заявка в процессе рассмотрения, вы можете подать свои возражения (процедура «оппозиции»). Так поступила Sony в отношении заявки на товарный знак «PS5» в Индии. Ее подало 29 октября 2019 года физическое лицо – за три месяца до того, как Sony решила сделать то же самое. Сегодня заявка находится в оспариваемом состоянии и отображается как «Опротестованная».

Но даже если знак зарегистрирован, не все потеряно. Например, если правообладатель более трех лет не будет использовать это обозначение, товарный знак можно отменить в суде за неиспользование. Например, так поступили Microsoft в отношении знака Minecraft. Корпорация не успела зарегистрировать знак в России – ее опередила компания из Екатеринбурга в 2014 году, но обозначение ею не использовалось. В результате судебного разбирательства охрана товарного знака Minecraft была досрочно прекращена в отношении товаров 25 класса и услуг 41 класса (дело № СИП-853/2020).

Но даже если знак и используется, есть шанс признать регистрацию знака недействительной, если она была произведена в нарушение требований применимого законодательства. Так, например, недавно Роспатент признал недействительной регистрацию товарного знака Lord of War по заявлению Sony, так как он напоминает известный бренд и товарный знак компании God of War и может вводить потребителей в заблуждение относительно производителя игр.

Боремся с копированием «сердца» игры – графики, сюжета и игровой механики

Проблема с этими тремя элементами очевидна. В большинстве случаев графика, сюжет и игровая механика не могут быть зарегистрированы как товарные знаки (если мы не говорим об оригинальных персонажах или другой графике, которую стоит защищать товарными знаками, – как, например, поступил правообладатель Angry Birds Rovio).

Но это не значит, что закон не может предложить эффективных способов защиты таких элементов.

Графика, сюжет и игровая механика защищаются авторским правом, которое дает автору творческой работы или другому правообладателю исключительное право делать копии, создавать производные работы и использовать такую работу многими другими способами.

Если эти элементы игры защищены авторским правом, которое даже не надо регистрировать, то что такого сложного в борьбе с клонами?

Основная проблема заключается в разграничении идеи и формы ее выражения. Сейчас объясним, что это значит.

В большинстве стран мира авторское право защищает только конкретное выражение идеи, ее форму, но не саму идею. И это вполне разумно, поскольку основная функция авторского права – способствовать творчеству. Если бы можно было монополизировать жанр и помешать всем прочим авторам создавать похожие работы, используя одни и те же образы, это лишило бы авторов возможности черпать вдохновение из других произведений или создавать аналогичные работы самостоятельно. Поскольку это противоречило бы самой цели защиты авторских прав, суды многих стран отклоняют иски о нарушении авторских прав на основании сходства концепций или идей, лежащих в основе двух произведений.

При этом довольно сложно доказать, что игра-клон нарушает авторские права оригинального разработчика, а не только лишь использует похожие образы и аналогичные элементы, присущие самому жанру. Особенно эта проблема характерна для игровых жанров, которые ограничены в своем визуальном выражении.

Давайте рассмотрим примеры.

В решении по делу Nintendo v. Elcon (1982) Окружной суд США в Мичигане сравнил игру Nintendo’s Donkey Kong с ее абсолютным клоном Crazy Cong и обнаружил, что в тех случаях, когда две игры «в основном идентичны», всегда имеет место нарушение авторских прав, независимо от творческого уровня оригинальной игры.

Однако не все кейсы такие очевидные.

За год до этого Окружной суд США в Мэриленде (Atari, Inc. v. Amusement World, Inc., 1981) сравнил игру Asteroids с ее подражателем Meteors. Несмотря на то, что суд выявил 22 аспекта, в которых игры похожи или даже идентичны, он постановил, что Meteors не нарушает права разработчика Asteroids. Meteors только лишь перенимает идею, лежащую в основе игры Asteroids, которая, как мы обсудили выше, авторским правом не охраняется.

Суд указал, что:

В конструктивных особенностях двух игр есть ряд общих черт. Однако суд считает, что большая часть этих сходств неизбежна, учитывая требования идеи игры, в которой космический корабль борется с космическими камнями, и учитывая технические требования к игровой среде.

Главный вывод, который игровая индустрия сделала из этого дела – копирование идеи игры не является нарушением. И даже если между играми есть существенное визуальное сходство, суд все равно может отклонить иск, если обнаружит, что между играми есть некоторые различия в форме выражения одной и той же идеи.

Однако интересно, что в 2012 году Окружной суд США в Нью-Джерси вынес совершенно противоположное решение (Tetris Holding, LLC v. Xio Interactive, Inc.) в очень похожем деле и защитил идею игры «Тетрис», несмотря на то, что в игре-подражателе была другая графика, то есть другая «форма выражения». Суд постановил, что разработчик игры Mino нарушил авторские права разработчика Tetris, поскольку он скопировал те же 7 тетрис-фигур, использовал те же размеры доски (10 x 20), такое же движение фигуры по доске и те же визуальные подсказки – линии горизонтального ряда, «призрачные» фигуры и предварительный просмотр фигур.

Приведенная выше судебная практика США показывает, что законодательство об авторском праве не такое уж простое. Аналогичные ситуации могут быть оценены как нарушение в одних случаях и как законное использование идеи оригинальной игры в других.

В нашей практике тоже были такие случаи. Например, недавний случай с клоном инди-игры Worldbox. Подробнее о том, как развивался кейс, можно почитать в статье Максима Карпенко, автора игры. По итогу приложение-клон было удалено из магазина, а сейчас идет борьба за товарные знаки по процедуре оппозиции.

Как подать жалобу об удалении игры-клона в магазин приложений?

Самый простой способ борьбы с такими клонами – подать «уведомление» об удалении игры в юридическую службу магазина или онлайн-платформы в соответствии с DMCA – законом США об авторском праве в цифровую эпоху. Одно из ключевых положений DMCA касается ответственности поставщиков онлайн-услуг за нарушение авторских прав их пользователями. Этот закон ограждает магазины приложений от ответственности за правонарушения своих пользователей, если они соблюдают определенные процедуры, предписанные DMCA. Поэтому платформы активно выполняют требования правообладателей об удалении контента, нарушающего их авторские права.

Процедура удаления в соответствии с DMCA выглядит следующим образом:

  1. Правообладатель направляет платформе уведомление. Оно должно соответствовать определенным требованиям, установленным DMCA. Как правило, у платформ есть специальные формы со всеми необходимыми реквизитами, которые требуются по DMCA. Разработчику лишь необходимо все внимательно заполнить и добавить юридическую аргументацию. Чаще всего предполагается описание нарушения, можно добавить скрины оригинала и нарушителя, чтобы сходство было более наглядным, описать все эпизоды нарушений. Если есть подтверждение, что пользователи введены в заблуждение схожим дизайном, здорово их также приложить (например, скрины страницы с отзывами конкурента, где пользователи ругаются на scum).
  2. После этого у платформы есть время, чтобы оценить уведомление.
  3. Далее платформа информирует предполагаемого нарушителя об уведомлении и ожидает его ответа.
  4. После получения ответа от предполагаемого нарушителя платформа может либо удалить материал, нарушающий авторские права, либо отказаться от принятия мер, если она согласна с аргументами предполагаемого нарушителя.
  5. После этого у правообладателя есть возможность подать иск в суд. Если он выиграет дело, контент, нарушающий авторские права, будет удален.

В этой процедуре платформа действует как квазисудебный орган. Она может либо удалить материал, если есть серьезные основания полагать, что существует нарушение, либо отказать в удалении материала без решения государственного суда.

Однако владелец удаленной игры может обжаловать такое решение платформы. Но поскольку судебные издержки на подачу иска в США очень высоки, скорее всего, конкурент не будет заинтересован в обращении в суд.

Рекомендации: как подготовиться к борьбе с клонами

1. Если название вашей игры уникально и может быть использовано конкурентами для кражи вашей пользовательской аудитории, вам следует зарегистрировать его в качестве товарного знака. Это позволит избежать ситуации, когда подражатель решит не только воспользоваться названием вашей игры для введения пользователей в заблуждение, но и закрепить его за собой, чтобы лишить вас возможности использовать ваше собственное название.

2. Чтобы подготовиться к жалобам по DMCA и потенциальному судебному разбирательству, у вас должны быть доказательства того, что вы владеете авторскими правами на игру. В зависимости от вашей страны и применимого права вы должны убедиться, что:

  • все требования правового режима для работ по найму соблюдены (например, у вас есть трудовые договоры с вашими сотрудниками, а также внутренние документы, определяющие, что ваши сотрудники создают и как они передают результаты своей работы вам как работодателю);
  • у вас надлежащим образом оформлены договоры с аутсорсерами, которые предусматривают, что все авторские права на произведения, созданные по вашему заданию, переходят к вам.Это поможет доказать, что вы единственный правообладатель скопированной игры в случае возникновения спора в суде.

3. Наконец, вы можете рассмотреть возможность использования частных регистрационных служб, таких как WIPO Proof. Они создают доказательства того, что в определенный момент времени вам принадлежала конкретная работа. Несмотря на то, что такая регистрация не является государственной, она создает опровержимую презумпцию, что вы являетесь правообладателем игры. Такой тип доказательств также может быть полезен в случае судебного разбирательства.

Читайте также:


Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на press@app2top.ru

Тэги:

Комментарии