Эксперты Futura Digital специально для App2Top подготовили колонку о назревающем правовом конфликте между Nintendo, близкой ей The Pokémon Company и Pocketpair, выпустившей в начале этого года мультиплатформенный блокбастер Palworld.

Александра Курдюмова, сооснователь Futura Digital, и Евгения Шихолева, младший юрист Futura Digital

19 сентября Nintendo заявила на своем официальном сайте, что они совместно с The Pokémon Company подали иск в Токийский окружной суд против создателей Palworld за нарушение их патентных прав.

Краткая справка

Palworld – приключенческая игра, созданная японской студией Pocketpair, выпущенная в ранний доступ в начале 2024 года. События игры разворачивается в открытом мире, населенном похожими на животных существами.

Многие фанаты сразу заметили сходство между существами из Palworld и знаменитыми покемонами. Игра даже получила неофициальное прозвище — «покемоны с оружием».

Почему компании не ссылаются на нарушение авторских прав?

Интересно, что Nintendo не стала заявлять о нарушении авторских прав, а говорит именно о патентных правах. Известно, что игра и отдельные ее элементы защищены авторским правом, и, казалось бы, Nintendo могла бы обвинить Palworld в копировании их персонажей — покемонов.

На наш взгляд, тот факт, что компания не ссылается на авторские права, выглядит осознанным решением. Доказать нарушение авторских прав было бы сложно: миры и дизайн персонажей сильно отличаются, а сходство между ними может быть только косвенным. Игра скорее вдохновлена покемонами, нежели реально копирует их арт. Но и доказать нарушение патента — нелегкая задача.

Что такое патенты в играх?

Главная претензия Nintendo и The Pokémon Company касается патентных прав. Патенты защищают изобретения, и возможность запатентовать элементы видеоигры ограничена. На практике обычно патентуют игровые механики, но даже это удается немногим компаниям. Но вот некоторые примеры:

  • Nemesis System. В 2021 году Warner Bros. запатентовала систему Nemesis — ключевая механика в играх Shadow of War и Shadow of Mordor. Система позволяет обычным врагам-оркам развиваться в зависимости от их взаимодействий с игроком. Например, если орк выживет, он станет сильнее, получит новые способности и может даже вспомнить о прошлых сражениях при следующей встрече с игроком.
  • Геймплей двойной реальности. В игре The Medium игрок управляет персонажем, который действует одновременно в реальном мире и в мире духов. Разработчик игры, Bloober Team, назвал это «геймплеем двойной реальности» и подал патент на эту механику. Патент касается одновременного управления персонажами в нескольких виртуальных мирах.

Что же известно о патентах The Pokémon Company?

К сожалению, что конкретно запатентовано, и на что ссылаются Nintendo и The Pokémon Company, пока неизвестно. На это ссылаются и сами Palworld — «мы не понимаем, в чем нас обвиняют».

Сейчас мы понимаем, что компании-истцы владеют рядом патентов и подали несколько патентных заявок, которые могут быть применимы в этом деле. Например, в мае 2024 года The Pokémon Company подала два патента в США, которые недавно были опубликованы. Заявки на те же патенты подавались в Японии в 2021 году.

Что это за патенты?

Система, позволяющая игроку взаимодействовать с персонажами в виртуальном пространстве. Патент описывает, как игрок может определять направление прицеливания и запускать предметы или боевых персонажей в этом направлении.

Переход между движением на земле и в воздухе. Патент разъясняет автоматическое переключение персонажа с воздушного пространства на наземное, когда он приближается к земле, и наоборот.

Возможно, именно эти патенты Nintendo считает нарушенными в Palworld. Но подробности нам ещё предстоит узнать.

Что дальше?

Отметим, что выиграть патентный спор — задача непростая. Чтобы доказать прямое нарушение, необходимо подтвердить, что продукт содержит все признаки и ограничения, указанные в патентной формуле. Если хотя бы один элемент отсутствует, то истец не сможет выиграть спор.

Нам еще предстоит увидеть, как будет развиваться спор, но уже сейчас есть определенные опасения: патенты охватывают базовые игровые механики, которые используются многими компаниями. Если The Pokémon Company удастся одержать победу, это может создать прецедент, позволяющий устранять конкурентов, ссылаясь на нарушение патентов.

Случаи успешных исков по патентам на игровые механики уже известны. Например, в 2019 году Capcom выиграла дело против Koei Tecmo в Высшем суде по интеллектуальной собственности Японии. Нарушения касались двух патентов: на вибрацию контроллера, предупреждающую о врагах, и на метод разблокировки бонусного контента через использование дисков предыдущих игр.

Примечательно и то, что покемоны уже оказывались в центре патентного спора. В 2022 году компания K.Mizra выиграла в Германии иск против компании Niantic. Судом было признано, что созданная Niantic при поддержке The Pokémon Company игра Pokémon Go нарушила патент истца. Спорный патент упрощал способ взаимодействия устройств друг с другом, чтобы позволить их пользователям участвовать в многопользовательском режиме.

Посмотрим, чем закончится спор Nintendo и Pocketpair, за ним точно стоит следить дальше!


Подписывайтесь на App2Top.ru в Telegram и во «ВКонтакте»

Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на press@app2top.ru

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.