1 марта вступил в силу закон, который меняет правила обработки персональных данных в России. Он касается в том числе видеоигр. Как именно, — мы разобрались с юристами из VERSUS.legal и Semenov&Pevzner.
Что меняет закон?
Новый закон вносит правки в Федеральный закон «О персональных данных».
Согласно пояснительной записке, он направлен на защиту граждан от сбора и неконтролируемого распространения персональных данных третьими лицам.
«В первую очередь такие требования обращены к парсерам, выкачивающим данные с популярных сайтов (ВКонтакте, Facebook, HeadHunter, Avito и т.д.) и сохраняющим копии в том числе неактуальных данных или информации, которая была удалена с оригинальных страниц», — поясняет Алина Давлетшина, старший юрист VERSUS.legal.
Ключевое нововведение закона — понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения», — отмечает Екатерина Смирнова, управляющий партнер Санкт-Петербургского офиса Semenov&Pevzner.
Тут следует остановиться.
Есть термин «общедоступные персональные данные». Это информация в профилях в социальных сетях, на сайтах объявлений и так далее. Сюда же относятся электронная почта, имя, фамилия, телефон, личные фотографии и город проживания.
Ранее их распространение почти не регулировалось.
По новому закону, операторы (в нашем случае под ними имеются в виду издатели игр) должны дать пользователям возможность выбрать, какие именно данные могут не только обрабатываться, но и распространяться.
«Речь идет о случаях, когда лицо добровольно путем выдачи специального согласия разрешает распространять свои персональные данные, которые находятся по его воле в доступе для неограниченного круга лиц», — поясняет Смирнова.
Таким образом данные, размещенные в открытом профиле в социальной сети, на форуме или в видеоигре, нельзя будет свободно распространять на других ресурсах без отдельного разрешения.
Важно уточнить: бездействие пользователя нельзя расценить как его молчаливое согласие, а потому ответственность за распространение личной информации всецело ложится на оператора.
Еще в декабре Ассоциация больших данных (в нее входят Яндекс, Mail.ru Group, Сбербанк, Газпромбанк и мобильные операторы) попросила Госдуму не принимать поправки. Компании опасались, что новый законопроект усложнит обработку персональных данных.
Давлетшина вспоминает, что обсуждение этой проблемы активно велось юристами, судами и Роскомнадзором как минимум с 2017 года. В качестве примера она приводит дело ВКонтакте против компании Double Data. Соцсеть обвиняла ООО «Дабл» и «Национальное бюро кредитных историй» в извлечении личных данных пользователей и использовании их в коммерческих целях. По данным «Известий», эти компании оценивали кредитоспособность граждан и продавали данные из соцсетей банкам. Однако «Дабл» заявляет, что никогда этого не делала, а «разрабатывает поисковые технологии, которые позволяют компаниям искать информацию в сети Интернет».
Несмотря на требование Роскомнадзора прекратить распространение таких данных, суд в итоге не удовлетворил иск ВКонтакте. «Последнее решение по делу было вынесено в пользу Double Data и открытых персональных данных в феврале 2021 года, прямо перед вступлением новых правил в силу», — отмечает Давлетшина.
Возможные последствия для игровой индустрии
По мнению Смирновой, именно необходимость отдельного согласия на распространение персональных данных может напрямую повлиять на игровые компании. Поправки к закону потребуют от операторов внести необходимые изменения в пользовательские соглашения и иные документы.
В первую очередь это касается онлайн-игр. Давлетшина считает, что определенные риски появятся и для приложений, осуществляющие авторизацию пользователей через соцсети. Обычно для этого используется специальное окно согласия, однако теперь информация в нем может оказаться недостаточной.
До начала сбора данных из соцсетей на владельца приложения ложится обязанность убедиться в том, что игрок дал согласие на их распространение самой соцсети, что сделать будет практически невозможно. Получается, приложения собирают открытые данные «вслепую», надеясь, что необходимые согласия были надлежащим образом собраны соцсетью, и несут самостоятельную ответственность.
старший юрист VERSUS.legal
Предполагается, что пользователи смогут дать свое согласие на перечень предоставляемых данных как непосредственно оператору, так и через систему Роскомнадзора. Для этого ведомство разработало специальную форму, которая сейчас находится на регистрации в Минюсте.
То есть теперь необходимо с особой осторожностью распространять данные, взятые из свободного доступа или опубликованные самим лицом. Дело в том, что обязанность доказывать законность обработки таких данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.
управляющий партнер Санкт-Петербургского офиса Semenov&Pevzner
Повлиять на российскую игровую индустрию может и появившаяся у пользователей возможность в любой момент потребовать прекращения передачи персональных данных.
Для этого необходимо предоставить свою контактную информацию и перечень данных, обработку которых следует прекратить. На удовлетворение такого требования у оператора будет три рабочих дня, однако само действие согласия на обработку и распространение прекращается, как только компания получает обращение.
С 26 марта в силу также вступят поправки, ужесточающие административную ответственность операторов, к которым относятся и участники игрового рынка. Теперь штраф за нарушение закона для юридических лиц составит от 30 до 150 тысяч рублей, а за повторное нарушение придется заплатить уже от 300 до 500 тысяч рублей.
Давлетшина отмечает, что новые поправки в закон буду касаться и публикации результатов турниров и конкурсов, в которых используется личная информация пользователей. «Новый закон содержит правило: «в случае, если из предоставленного субъектом согласия не следует, что он согласился с распространением персональных данных, такие персональные данные обрабатываются без права распространения», — объясняет юрист.
Поскольку контролировать соблюдение новых правил иностранными организациями будет практически невозможно, в наиболее невыгодном положении окажутся именно российские компании. При этом весь масштаб влияния поправок на отечественную игровую индустрию еще только предстоит оценить в будущем.
Комментарии
Ответить