Чиновники предлагают взимать налог с иностранных компаний, которые работают с данными граждан России. Например, собирают их для проведения рекламных кампаний. Инициативу уже сравнивают с «налогом на Google», а собранные с ее помощью деньги хотят направлять на поддержку отечественной IT-сферы.
Об этом сообщило издание «Ведомости» со ссылкой на участников встречи с вице-премьером Дмитрием Чернышенко. Он курирует цифровую экономику и на прошлой неделе проводил совещание с представителями IT-компаний (в том числе с «1С», Mail.ru Group, «Яндексом» и другими).
Новая инициатива носит кодовое имя «Цифровой налог». Она предполагает взимание дополнительной платы с иностранных компаний, которые используют данные российских граждан и формируют рекламную политику на территории РФ. Сюда относится и анализ поведения пользователей для запуска контекстной рекламы.
Предполагается, что решение по этому вопросу будет принято до середины 2021 года.
Экономисты российских вузов и аналитических институтов в разговоре в «Известиями» дали прогноз по поступлениям в бюджет после возможного принятия «Цифрового налога». Они сходятся во мнении, что на первом этапе доходы от него вряд ли превысят 50-60 млрд в год. Некоторые эксперты считают, что в будущем цифры могут вырасти.
Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян считает, что субсидировать одних игроков рынка за счет других может быть неэффективно. В разговоре с «Ведомостями» он отметил, что лучше было бы вернуться к «облегченной форме получения нулевого НДС для разработчиков и исключение двойного налогообложения для российских IT-компаний, предлагающих свои услуги через иностранные платформы».
Аналоги подобных цифровых налогов уже приняты в ряде европейских стран. Например, во Франции иностранные IT-компании, чей годовой оборот составляет не менее €750 млн, должны платить государству 3% от своей выручки на территории страны. Стоит отметить, что подобная мера является временной и носит экспериментальный характер.
В России с 2017 года уже действует так называемый «налог на Google». Он направлен на взимание НДС с иностранных компаний, которые продают базы данных, игры и прочий софт на территории РФ. Внедрение налога привело к повышению цен на услуги и ПО зарубежных разработчиков.
Комментарии
Ответить