Мы поговорили с экспертами игровой индустрии о том, как может повлиять принятие закона о введении “налога на Google” на российский рынок игровых программ.
kuda.ua_russia5

Напомним, вчера, 15 июня Государственная Дума Российской Федерации объявила о принятии закона, согласно которому с продажи любого цифрового контента и цифрового софта любой иностранной компанией российским пользователям будет взиматься 18%.

Orlovskij

Сергей Орловский, генеральный директор Nival

Надо понимать, что почти большая часть разработчиков издаются через западные платформы, типа App Store, Google Play или Steam. Просто потому что других нет.

Российский рынок и так уже сократился в два раза в долларах, когда упал рубль. Если к этому добавить еще и НДС, то будет уже почти в три раза. Очевидно, что большинство разработчиков еще больше потеряют к нему интерес. При том, что многие научились работать на западных рынках. Поэтому будет меньше игр для российского рынка, вырастут цены, все как обычно.

Орловский в беседе с нами также добавил, что больше не собирается делать игры с прицелом на российскую аудиторию.

Галенкин

Сергей Галенкин, Head of Publishing по Восточной Европе в Epic Games

Иностранные компании платят НДС с электронных продаж в ЕС, так что для них тут никаких особых сюрпризов не будет. Про закон было известно с декабря, наша компания к нему была готова.

Для российских разработчиков возникает проблема двойного НДС, которая, к сожалению, не была учтена в законе. Дело в том, что большинство российских разработчиков продают свои игры через площадки (Steam, App Store, Google Play), а не напрямую. Это приводит к тому, что НДС с одной и той же покупки платится дважды — сначала его платит площадка в России, а потом компания разработчик, когда получает свои деньги на российское юридическое лицо.

По этому закону российские разработчики получаются не в привилегированном положении, а, наоборот, в невыгодном.

Конечно, если компания-разработчик продает свои игры (программы, услуги) российским пользователям напрямую, то она от этого только выиграет. Но я кроме Mail.ru больше не могу вспомнить примеров российских игровых компаний, работающих напрямую.

Я не ожидаю глобального повышения цен на игры в России только из-за НДС. Такое повышение может произойти потому, что российский рубль заметно упал в последние два года, в то время как многие разработчики игр на том же Steam держали свои цены на прежнем уровне. НДС может стать, так сказать, формальным поводом.

Мы также попросили Сергея назвать примерный годовой оборот российского рынка PC-игр (без учета MMO и социалок), отталкиваясь от оборотов российского Steam, чтобы было понятно, на какую сумму с цифрового игрового ритейла приблизительно может рассчитывать РФ, вводя НДС.

По его словам, «рынок платных ПК-игр в России довольно небольшой. Даже с учетом Origin и GOG он где-то в районе $140 млн, из которых большинство приходится на Steam ($110-120 млн). Все-таки Россия — страна free-to-play-игр».

Максим Кочурин

Максим Кочурин, проджект-менеджер Indigo Kids

Прежде всего это отразится на разработчиках: 15,25% НДС будут включены в цену внутренних покупок, что, соответственно, уменьшит доход разработчиков на ту же сумму. Если они, конечно, не увеличат цену своих IAP, что также скажется на их доходе, ведь покупать станут меньше.

Cам закон очень туманен, и, по моему мнению, он прежде всего не про деньги, а про то, чтобы получить все, что возможно, от любой иностранной интернет-компании в рамках законодательного поля РФ. Под закон попадает все: и социальные сети (привет, Facebook!), и App Store, и Google Play, и даже рекламные поставщики трафика.

В законе черным по белому написано, что если ты не хочешь платить налог, тогда создавай “дочку” и работай как резидент РФ. По законам РФ и с ее порядками: “за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации”.

Ну, а хочешь быть независимым, тогда плати процент 15,25%. Но тут тоже проблемы: неизвестно, как именно? В законе упоминается непонятный “личный кабинет” для иностранных компаний (он вообще существует уже?). И время на размышления до 1 января 2017 года.

При текущей конкуренции девелоперы потеряют либо 15,25 % от своего дохода, либо часть платящих пользователей из-за увеличения стоимости внутренних покупок (что также является потерей дохода).

По моему мнению, этот закон больше “против” индустрии, чем “за” нее. На мой взгляд, это может особенно коснуться сервисов Google.

Выход: ждать и смотреть, как поступят платформы (iOS, Android). Разработчики в данной ситуации — пассивные наблюдатели.

ВМ

Валентин Мерзликин, евангелист издательского направления Creative Mobile

Появление налога скажется одинаково и на разработчиках, и на потребителе. Если для разработчика это будет означать снижение его маржи (это по цепочке приведет и к снижению расходов на привлечение трафика, и к падению рекламных доходов), то для потребителя – повышение цен (разработчики постараются переложить на него свои выросшие расходы и поднимут конечные цены в сторах).

С бухгалтерской точки зрения сам факт продаж вами контента на российском рынке не будет означать необходимости отдельно оформять НДС с продаж, основная нагрузка падет на продавцов – мобильные магазины приложений, крупные цифровые площадки. Все дополнительные налоги за вас заплатят Google и Apple.

Как будут различаться позиции иностранных и российских разработчиков, будет зависеть от того, как будет взыматься НДС по новому закону. Если иностранные компании-плательщики НДС смогут выплачивать российским разработчикам их долю с учетом НДС (в чем я сильно не уверен), то часть российских разработчиков сможет получать большие роялти, чем зарубежные разработчики игр и внутриигрового контента.

К слову, Дмитрий Санников, один из разработчиков таких проектов, как The Tiny Bang Story и трилогии Braveland, поделился в своем Twitter, как отразится введенный НДС на его доходах со Steam.

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.