Что такое инди и есть ли оно в России, — на эту тему App2Top.ru поговорил с основателем сообщества разработчиков игр DevsGo Александром Мезиным.
Александр Семенов: Привет! Первый вопрос связан с терминами. Давай определимся, что такое инди-разработчики (в твоей версии)?
Александр Мезин
Александр Мезин: Привет! Для меня инди-разработчик — это тот человек, который самостоятельно, независимо от кого-то извне может принимать решения по проекту, как этому проекту развиваться. И, соответственно, получать прибыль от проекта.
Есть же понимания инди как индивидуальной (творческой) разработки, а есть — как независимой разработки. Как эти понятия соотносятся с тем, что предлагает DevsGo?
Действительно, кто-то трактует indie как individual, а кто-то как independent.
Мы трактуем как independent, то есть независимый процесс. И большинство, в принципе, к этому определению склоняется. А что подразумевается под этим, — тут расхождения очень большие.
Nival называет себя инди-разработчиком на мировом рынке, потому что им так удобнее себя позиционировать.
Почему удобнее?
Если ты выходишь на мировой рынок как независимый разработчик, как инди, то от тебя ожидания маленькие.
С другой стороны, они — Nival — и есть независимый разработчик, поскольку не зависят ни от какой компании.
Но из-за такого определения понятие размывается.
Да, размывается. Но у нас все размытое получается. Можно однозначно сказать, кто не инди. Это компания, решения в которой принимаются издателем.
Ты подписываешь контракт с каким-то издателем. Этот издатель тебя издает, этот издатель имеет достаточно приличный процент, чтобы принимать какие-то решения. Все, ты уже не инди.
А если какой-то маркетолог принимает решение? К примеру, твоя компания, вроде бы, но ты смотришь на игру не как художник. Маркетолог тебе сказал, что делать, и ты делаешь. Это все равно инди получается? Или нет?
Да, это все равно инди. Потому что внутри своей структуры решения принимаются.
Можно ли, ничего не зная о разработчиках игры, говорить, глядя на проект, инди это или нет?
В данном случае мы говорим с разных позиций. С позиции пользователя, который просто играет в игры, и в индустрии ни в зуб ногой, инди — это определенный визуальный образ. У него в голове сложилась определенная картинка. К примеру, видил пиксели? Значит, это инди-игра. Как правило, пользователи, которые незнакомы с индустрией, так и говорят.
Вот еще пример: Minecraft. Игра давно уже не инди, потому что полностью принадлежит Microsoft. Но для людей она все равно остается инди-игрой из-за визуального стиля.
Уже не инди
Но мы судим именно по структурной составляющей самой игры. Это более правильный подход, поскольку есть компании, которые пытаются «косить» под инди с точки зрения визуального стиля.
Насколько такой подход правильный или неправильный (косить под инди)?
Когда компания принимает решение, особенно о выходе на рынок, о таргетировании на какую-то определенную аудиторию, то это решение обычно взвешенное.
Люди оценили, что в их геймплей будут играть такая-то аудитория. Они оценили, что такой-то визуальный стиль подойдет для такой-то аудитории. И вот в соответствии с этим разрабатывается игра.
В таком подходе можно прикидываться кем угодно. Можно свою легенду сочинять. Так делают все более или менее грамотные маркетологи. Они сочиняют легенду и заставляют в эту легенду поверить.
Маркетинг — это оторванная от разработки вещь. Можно разрабатывать огромные компании, делать хороший бэкграунд и инфраструктуру, но позиционировать себя как инди. Это нормально. Потому что это — маркетинг. В маркетинге все средства хороши. Если получилось продать, то у тебя хороший маркетинг. Не получилось — плохой маркетинг.
Говорить о реакции сообщества, что оно раскусит, что у тебя происходило, выведет на чистую воду и скажет: «Вот, ребята, вас же сто человек и за вами стоит огромный инвестор, а вот у вас издатель, который там миллионами ворочает, а вы позиционируете себя как инди» — это не очень хорошо.
Тут нет ничего однозначного. Определение инди, оно очень…
Скользкое.
Да, его можно использовать так же, как и любое другое определение.
Тут классификация именно себя, для своего же позиционирования.
Грубо говоря, у меня нет инвесторов, я разрабатываю игру сам, у меня есть маленькая команда, человека 3-5. Мы что-то делаем. Как мы себя назовем? Мы себя назовем инди. И когда мы себя так называем, у людей сложится определенный образ в голове. И этот образ будет соответствовать действительности. Именно для общения с людьми, для понимания ситуации это очень хорошо.
В России есть инди-тусовка? Понятно, что тусовка разработчиков у нас есть. А вот инди-тусовка, где все независимые, хотят делать пиксель-арт и так далее?
Не буду говорить за тусовки в других городах, но вот так сложилось, что у нас собираются разработчики не только инди.
У вас — где?
В Москве. У нас собираются не только инди, но приходят и ребята из крупных студий, маститые разработчики. Как такового, выделенного именно инди в России нет, из того, что я знаю. Страна у нас большая, в каких-то городах, может, это есть, но не в Питере или Москве.
А на Западе?
На Западе такие тусовки присутствуют. В чистом виде существуют.
Что они собой представляют вообще — эти тусовки, сообщества? Как они друг с другом взаимодействуют?
Люди собираются, разрабатывают вместе игры. В основном они собираются на каких-то джемах. Они устраивают регулярные митапы. Обычная мировая практика. Так практически везде. Во всяком случае, других вариантов мы не знаем.
Проводятся специальные мероприятия, на которые собираются инди-разработчики. Но в основном мероприятия для инди-разработчиков — смотрины для издателей.
Все мероприятия подобного рода проходят приблизительно по одному формату. Есть какие-то издатели, которые хотят найти себе разработчиков независимых, чтобы сделать их зависимыми, и, соответственно, дать им за это какие-то привилегии. И есть разработчики, которые показывают продукты и демонстрируют себя.
А есть какая-то разница, когда сообщество «полноценных» разработчиков собирается и когда инди? Ты сказал, что на Западе есть инди-кучкование. Но есть ли там кучкование для тех, кто не инди? И чем эти два вида кучкования отличаются?
Скажем так, есть общие тусовки, на которые приходят все. Это достаточно крупные мероприятия, на который собирается разношерстный народ. И есть отдельные инди-тусовки. Например, в той же самой Финляндии есть Finnish Game Jam. Это сообщество, на котором — по заверениям организаторов сообщества — присутствуют одни инди-разработчики. На самом деле, мы бы тоже могли сказать, что наша тусовка (DevsGo — прим. редакции) — это тусовка инди-разработчиков. Но мы знаем, кто еще на нее приходит, и так сказать не можем.
Страничка Finnish Game Jam
Тогда возникает вопрос: а есть ли у нас действительно независимые команды? Не те, которые «косят» под них, не те, кто совсем начинающие студенты. А реально рабочие инди-команды в России.
Есть, конечно. Их достаточно много. Например, на фестивале «Вконтакте» у нас был шоукейс, и до этого был шоукейс на Bigfest. Там приходили ребята, которые прямо совсем инди.
С первым проектом?
Нет, не с первым. Например, есть такой замечательный парень, Аким Касабулатов. Его команда Metal Bear выпускает вторую игру. Они уже выпустили первую игру, сколько-то на ней заработали. Не сильно много, но она принесла какую-то прибыль. И вот они сейчас работают над второй игрой, выпускают вторую игру. Параллельно разрабатывают еще какие-то проекты, ходят на шоукейсы, участвуют в тусовках.
Какое соотношение реальных инди и тех, кто притворяется?
Реальных инди гораздо больше. Реальным инди проще стать.
Взял ноутбук, знаешь С++, и вперед?
Скорее, взял ноутбук, поставил на него Unity, разобрался и пошел. Поэтому таких людей просто больше. Технически удобнее ими становиться. У нас много таких разработчиков.
У современных инди-разработчиков какие есть проблемы, которые ты бы выделил?
Если говорить про Россию, то основная проблема в том, что у нас отсутствует образовательная база. У нас не то, что даже отсутствие базы на государственном уровне — про это вообще не говорю. У нас нет образовательной базы и какого-то лифта для людей, чтобы они могли подниматься в геймдев, как-то просвещаться.
У нас только есть старания некоторых людей, которые над этим уже давно работают, — например, конференции White Nights, DevGAMM…
Это же не образование. Это, скорее, собирают всех в одну кучку, помогают познакомиться, договориться с друг другом.
Да, но при этом они делают видео со своих лекций и выкладывают в сеть. И это очень информативно! Ты заходишь потом в сеть и знаешь ответы на некоторые вопросы. Люди из индустрии отвечают на какие-то вопросы. Ты можешь зайти, посмотреть, узнать. Можешь узнать, как в индустрию попасть. Но как такового лифта нет. Например, мы не работаем с университетами никак. В университетах кто захочет разобраться, найдет в себе силы — тот попадет. Но того, чтобы именно кто-то работал с университетами, постоянно проводил что-то — такого нет.
Есть что-то в ВШЭ.
Но это все частный случай и капля в море. В ВШЭ, кстати, молодцы. Офигенные молодцы, про них надо отдельно сказать. Они делают большое дело.
В Высшей школе экономике есть образовательная программа для тех, кто хочет делать игры
С чем связываешь тот факт, что с университетами не работают?
На проведение каких-то образовательных программ, на их подготовку, на проведение подобных мероприятий нужны деньги.
Деньги, соответственно, должен кто-то вкладывать. Если кто-то эти деньги вкладывает, он хочет получить какую-то отдачу. Это становится сразу очень быстро коммерческой историей. Как только эта коммерческая история перестает себя окупать, или те, кто проводит образовательные программы, начинают проявлять излишнюю самостоятельность, дело прикрывается. Это общая практика.
У нас в России даже до этой стадии обычно не доходит. Люди оценивают перспективы, сколько они должны вложить, сколько они получат. И думают: «Ну нафиг! Мы лучше обычные хантинговые мероприятия проведем и кого-нибуль выцепим. В штат возьмем и обучим».
Либо у нас не настолько богатые компании, чтобы на это тратиться.
Ну как сказать, не настолько богатые… В стратегии этих компаний нет тех вещей, которые позволяли бы на это тратиться. Все зависит не от «богатости», потому что денег у компаний, в принципе, хватает, чтобы что-то делать. Но это зависит от того, какую ты стратегию видишь для своей компании.
Ну тут уже такой вопрос, что у нас в России не очень любят долговременные инвестиции. А тут как раз долговременные — на пять-шесть лет. Учитывая, что у нас некоторые деятели индустрии стремительно переезжают… Это будет странно — вкладывать долговременные инвестиции в специалистов. А что, на твой взгляд, позволило бы создать лифт, о котором ты говорил?
Как раз-таки создание грамотного сообщества. Причем сообщества федерального масштаба.
Слушай, федеральный — это все сразу начинают бояться и отнекиваться. Потому что федеральное — чуть ли не равно государственному. Государство у нас не любят: пускай лучше не вмешивается.
Я имею в виду сообщество, которое будет не просто локально собираться в каком-то городе и решать проблемы этого города. А сообщество, которое будет работать на уровне нашей страны великой и огромной. И которое будет решать проблемы на уровне страны.
Подруливая к концу: что с взаимоинтеграцией западного и отечественного инди-движения? Она вообще есть? И нужно ли это? И возможно ли это?
Безусловно, нужно. Потому что опыт международный зачастую отличается от нашего опыта. Причем я не только говорю про опыт самой разработки — технологию, методологию, опыт по вопросам издательства — нет, я не про это. Я про ментальный опыт.
Подход людей к тому, как они разрабатывают и что, на основе чего принимают решения. Вот такой опыт для нашей разработки, которая во многом сейчас погрязла в мобилках, во фритуплее, очень важен. Я считаю, что это очень важный момент.
А наши готовы?
Наши с точки зрения «хотим» — готовы. А с точки зрения финансового положения — не готовы. Потому что надо понимать, что то, что для европейца, американца считается нормальной тратой — как американский Train Jam, на который уходит до $600 с человека, включая билеты и дорогу — для нас месячная зарплата у большинства людей. В этом плане, конечно, есть барьер определенный.
Сайт Train Jam
Разве он только финансовый?
Я считаю, что да, в основном финансовый.
Язык, менталитет — не останавливает?
Тут сфера такая, что если не знаешь английский, рассчитывать на какое-то карьерное будущее особо не стоит.
Я про другое: как хорошо его знают? Лет пять-шесть назад мне рассказывали, что ряд менеджеров высокопоставленных игровых компаний не могли общаться с разработчиками из других стран, потому что английским не владели свободно. Насколько изменилась ситуация?
Думаю, что те из больших шишек, кто не мог общаться, они и не могут. Старую собаку новым трюкам не обучишь. Наш министр спорта это активно подтверждает.
По поводу инди. Насколько я знаю, большинство из них если не свободно, то умеет изъясняться на английском. Слушают доклады без наушника и спокойно понимают, когда с ними говорит иностранец. Языковой барьер — минимальная преграда, как мне кажется. Может, для кого-то в индивидуальном порядке он и страшен, потому что человек не озаботился изучением английского. Но тут уж — «се ля ви», что называется!
Комментарии
Ответить