App2Top при участии образовательной платформы WN Academy провел исследование, посвященное образованию в геймдеве. Делимся результатами.
Портрет респондента
Большая часть респондентов — мужчины (66%). Основная возрастная вилка опрошенных — от 25 до 34 лет (58%).
Большая часть опрошенных работает в сферах игрового дизайна (32%), менеджмента (16%), программирования (14%) и арта (12%).
В опросе более активно участие принимали специалисты уровней Middle и Junior. На них пришлось 31% и 21% заполненных анкет соответственно. Еще по 14% пришлось на специалистов уровней Senior и Lead. На специалистов уровня Head и C-level уже совокупно пришлось чуть более 18%.
Когда сталкиваются с нехваткой профессиональных знаний
Самых распространенных сценариев, когда специалистам не хватает знаний, три:
- расширение круга задач (27%);
- смена места работы (22%);
- начало работы над новым проектом (21%).
При этом только 7% респондентов отметило, что последний раз сталкивалось с нехваткой профессиональных знаний при переходе на более высокую должность.
Как развивают свои профессиональные навыки?
Самый популярный инструменты повышения собственной квалификации — рабочие задачи и поиск в интернете. На вопрос «Как вы развиваете свои профессиональные навыки» 82% респондентов ответило «Стараюсь разбираться на примере текущих задач на рабочем месте», а 80% — «Ищу бесплатную информацию в интернете и разбираюсь сам».
Идут получать высшее образование в соответствующей сфере только 12% респондентов. При этом на курсы для поднятия профессионального уровня на регулярной основе записываются 36% специалистов. Наименее распространенная практика развития — использование менторов. К ним прибегают только 4% специалистов.
Опыт посещения курсов
Несмотря на то, что регулярно прибегают к посещению курсов только 36% респондентов, опыт их прохождения есть у большинства опрошенных игровых специалистов. Почти 70% респондентов ответило, что посещали обучающие курсы.
В зависимости от специализации отличались и направления курсов, которые посещались.
Например, гейм-дизайнеры, как правило, ходили на курсы по гейм-дизайну (71% от опрошенных специалистов направления). Также многие гейм-дизайнеры поднимали квалификацию в сфере управления (44%).
Или другой пример — половина менеджеров среднего звена посещали курсы не только по своей специальности, но и по работе с аналитикой.
В ответах удивило огромное разнообразие существующих школ и курсов, которое посещали игровые специалисты. Всего респонденты указали 35 образовательных брендов, к услугам которых они прибегали. Вот только однозначно доминирующих среди них нет. Ни одна из школ не набрала даже 20% упоминаний.
«Это говорит о том, что в сфере курсов, ориентированных непосредственно на специалистов, уже занятых в игровой индустрии, пока нет лидеров или действительно сильных игроков, куда могли бы идти опытные кадры для повышения квалификации», — объясняет менеджер WN Academy Магдалена Стрыевски.
Длительность обучения
Большинство игровых специалистов проходили средние по длительности курсы — от месяца до трех (36%). Также у многих был опыт с курсами, выложенными как запись (19%).
Между длительностью курса и суммой, за него отданной, есть прямая зависимость. Короткие курсы, длительностью менее месяца (то есть, скорее всего, пару занятий, которые являются либо вводными, либо рекламными), опрошенные зачастую проходили бесплатно или за символическую плату.
С более длительными программами — совсем иная ситуация. Они в 85% случаев коммерческие.
43,3% курсов, которые проходили респонденты, обошлась им в сумму от 750 долларов и выше.
Отзывы на курсы
Большинство респондентов — 50% — указали, что пройденные курсы только частично оправдали их ожидания.
Полностью удовлетворенных опытом прохождения — не так уж много, 35%.
Тех, кто совершенно оказался неудовлетворен курсами — 8%.
Уровень удовлетворения почти не зависит от цены. Указанные выше доли незначительно «плавают» в каждом платежном сегменте, но в целом ситуация одна: большинство удовлетворено только частично, вторая по величине группа – довольна, а меньшинству что-то не нравится.
«Ситуацию вряд ли можно назвать совсем здоровой. Да, с одной стороны, мы видим, что число специалистов, получивших совсем уж негативный опыт, относительно невелико. Но, с другой, тот факт, что в половине случаев у студентов остаются многочисленные вопросы к курсам — работает для образовательной сферы в минус. Это может их отпугивать от работы с другими образовательными брендами, от продолжения взаимодействия с курсами в целом», — опасается Стрыевски.
Поддержка компаний в образовании
Только 48% респондентов, из работающих в компаниях, отметили, что их студии компенсируют затраты на профессиональное обучение. То есть, большая часть игровых специалистов вынуждена самостоятельно оплачивать повышение квалификации в рамках образовательных программ.
При этом 47% из тех, чья компания предоставляет подобные компенсационные программы, ей воспользовались.
«Почти половина специалистов, которым компания была готова оплатить обучение, воспользовались этой возможностью. Отличный показатель, который говорит о стремлении игровых специалистов к развитию своих профессиональных навыков. Проблема в том, что далеко не у всех работников индустрии есть подобная возможность. Не так уж много компаний, которые оплачивают своим кадрам повышение квалификации», — делает вывод Стрыевски.
С ней соглашается Марина Лопатина, директор по развитию бизнеса рекрутинг-агентства WN Talents:
«Наши клиенты часто сетуют на то, что им неоткуда брать новых специалистов уровня Senior и выше. Это актуально сейчас для всех. Однако те компании, у которых был грамотно выстроен институт повышения компетенций и взращивания высокопрофессиональных кадров, подразумевающий в том числе оплату сторонних курсов, страдают от этого меньше. В крайнем случае, у них всегда есть опция взять специалиста уровня Middle и вырастить его».
В каких направлениях игровые специалисты хотят развиваться
Самое желанное направление — гейм-дизайн. Причина — в перевесе среди респондентов гейм-дизайнеров.
Поэтому для корректности, помимо представленной выше таблицы, дадим отдельно основные запросы, актуальные для:
- гейм-дизайнеров;
- менеджеров;
- программистов;
- художников.
Выводы по главе:
- специалисты соответствующих профилей отдают основное предпочтение своим основным направлениям;
- вне зависимости от направления специалисты очень часто заинтересованы в расширении своих знаний о гейм-дизайне;
- в топ-5 востребованных сфер во всех указанных направлениях — управление командой.
Отношение к знаниям
100% респондентов отметили, что считают важным развивать профессиональные знания.
Однако четверть опрошенных заявила, что запроса на получение или развитие профессиональных знаний в игровой индустрии у них нет.
«Нормально, когда какую-то небольшую долю специалистов устраивает положение вещей и собственный уровень экспертизы. Но в IT-индустрии, к которой, безусловно, относится и геймдев, мы такое слышим редко. Это обусловлено и тем, что здесь работа над продуктом подразумевает необходимость постоянного освоение новых инструментов, и тем, что мы, как агентство, специализируемся на наборе экспертов на высокие должности. Такие люди постоянно учатся, они в курсе новых технологий и тенденций, плюс уже успешно применяют их на практике. Другие люди нашим работодателям не интересны», — поясняет Лопатина.
Общие выводы по исследованию
Большинство участников индустрии стремится к получению новых знаний в рамках индустрии. Однако преобладающее число специалистов ограничиваются самостоятельной работой — поиском ответов в сети в том или ином виде. К «прокачке» знаний через живое взаимодействие (в том числе в рамках курсов) на регулярной основе прибегают только в районе трети опрошенных респондентов.
Но это не значит, что такого опыта у опрошенных нет. Большинство специалистов в том или ином виде получили знания и в таком формате. Однако из тех, кто, например, проходил курсы, половина осталась только частично удовлетворена, а десятая доля осталась разочарована. Возможно, подобная ситуация служит одним из факторов, снижающих запрос на специализированное обучение.
Особого внимания также заслуживает то, что на вопрос «В какой ситуации вы последний раз сталкивались с нехваткой профессиональных знаний» ответ «При переходе на более высокую должность» — один из наименее популярных (это также касается менеджеров, у них он тоже в числе непопулярных). При этом ответ «Расширение круга задач» — в топ-3 по популярности. Это может говорить, как о формализации института должностей, так и о том, что новые должности даются, когда специалист по факту уже освоился с соответствующими ему обязанностями.
Методология сбора данных
Опрос проводился в марте-апреле 2024 года. Респонденты отвечали на вопросы самостоятельно через Google-форму. Ссылка на последнюю распространялась через инструменты App2Top (публикации, баннеры, социальные сети, рассылка).
Всего было собрано 135 анкет.
Комментарии
Василий Скобелев 2024-06-17 17:48:39
Я бы не считал эти результаты релевантными.
Во-первых, в опросе участвовало меньше человек, чем набирают на один мультиплатформенный проект среднего бюджета.
Во-вторых, в опросе нет целого ряда позиций. Нет аниматоров, ригеров, синематиков, тех арта. Их, видимо, схлопнули в арт. Нет вообще ни одной позицией связанной со сценаристикой: ни тебе райтеров, ни нарративных дизайнеров. Левел-дизайна нет, хотя на него в таких опросах, как правило, существенный спрос. Эти позиции, судя по всему, ушли в гейм-дизайн и это не оч хорошо. Всё-таки очень разные ниши.
Александр Семёнов 2024-06-17 19:10:35
Василий, по поводу малого числа респондентов - согласен. Но тут, либо набирается, либо нет. По поводу сценаристики, да. Хотя нарративный дизайн он тоже включается в игровой, как, собственно, и левел-дизайн. Это одно направление, в рамках которого уже специализации идут, а то придется и программистов делить сразу на десяток. В большом зарлпатном опросе, где гораздо больше респондентов, у нас вся сегментация есть, а в таком небольшом - смысла нет.
Ответить