Продолжаем вместе с топ-менеджерами и экспертами игровой индустрии (и смежных с ней) подводить итоги 2021-го. На очереди интервью с Александрой Курдюмовой и Алиной Давлетшиной, старшим партнером и старшим юристом VERSUS.legal.

Александра и Алина

Как 2021 год прошел для компании?

Александра: 2021 год для VERSUS.Legal и его игрового направления VERSUS.Gamedev стал удачным: проектов и новых компаний, с кем удалось поработать, стало в разы больше, а количество тех, кто вернулся снова, вырос. Мы значительно расширили команду и сегодня с оптимизмом смотрим в 2022 год.

В этом году мы очень много работали: написали сотни документов, сопровождали инвестиционные сделки в студиях по всему миру (от Кипра до США), провели большое количество переговоров (например, договаривались о паблишинге в Китае), релоцировали компании и активы, сражались за интеллектуальную собственность, помогали ребятам подниматься в сторах, убирая клонов.

Из увлекательных кейсов в нашей практики в 2021 году:

  • помогли выиграть судебный спор с заблокированным в игре пользователем, который хотел вернуть деньги за потерянные внутриигровые активы;
  • консультировали IT-решение по обходу правил об обязательной предустановке российского ПО на смартфоны и другую технику;
  • нанимали сотрудника в Великобритании и потом расторгали с ним договор;
  • боролись с клонами игр и побеждали их;
  • драфтили регламент киберспортивного турнира;
  • проверяли риски схожести с персонажами другой известной игры (а еще проверяли стикеры на корректность использования образа знаменитости);
  • вели борьбу с регистрацией товарного знака конкурента с названием игры в 9 юрисдикциях (и продолжаем).

Еще мы сейчас ведем спор во Всемирной организации интеллектуальной собственности, результаты должны быть в конце года, так что держим кулачки.

Алина: А еще мы выступали, записывали подкасты, участвовали в съемке документалки про пиратские игры, писали статьи и пополняли нашу юридическую базу знаний. Материал, которым я горжусь больше всего в это году, это статья с Playkot про запуск игр в Китае.

И совсем недавно мы провели ивент совместно со SberGames, Green Grey и Yohoho Games с разбором паблишингового договора. Ивент был посвящен тому, где «прячутся» юридические риски и каких подводных камней опасаться.

На вебинаре мы «столкнули» издателей и разработчиков, а затем попытались найти возможных для обеих сторон компромисс. Обсуждение вышло очень горячим. Кажется, в сообществе назрел вопрос о «балансе» в их отношениях. Думаю, об этом пора начать открыто говорить, в том числе, чтобы инди не попадали в неприятные ситуации.

Эта тема вдохновила нас запустить свое исследование: мы хотим выяснить, с какими проблемами сталкиваются издатели и разработчики во взаимоотношениях друг с другом. Мы как юристы попытаемся найти решение и презентуем результаты весной 2022-го.

Какое событие или тренд 2021 года считаете центральным в рамках вашей ниши?

Александра: Мы с удовольствием отмечаем, что к юристам стали чаще приходить за «профилактикой» проблем, до того, как они становятся сложными для разрешения. Есть ощущение, что юридическая осознанность геймдев-рынка растет. Это очень радует. Мы со своей стороны очень стараемся помогать этому: пишем статьи, проводим мероприятия. Будем продолжать это делать и в следующем году.

Алина: Выделю два тренда, хотя не уверена, что могу назвать это полноценными новыми веяниями:

  • внимание к юридическим вопросам трудового права;
  • работа с детскими персональными данными.

В этом году было несколько задач от разных компаний, которые объединяла одна и та же мотивация: забота и внимание работодателей к своей команде. Кажется, что это очевидно: чем счастливее команда, тем лучше продукт. Но в этом году эта логика нашла новые грани (помимо классных офисов и столов для пинг-понга): работодатели готовы обращаться к юристам, чтобы наладить атмосферу в коллективе.

Что я имею в виду? В первую очередь, работодатели стали готовы оплачивать юридическую помощь своим сотрудникам по их личным вопросам (это может быть и предоставление контакта адвоката на случай срочных юридических проблем, и помощь по вопросам срочной службы или юридическим аспектам здоровья).

Также мы заметили, что все больше компаний уходит от серых схем, переходит на «белую» компенсацию труда. И еще в этом году мы чаще занимались мотивационными программами, структурировали бонусы и опционы так, чтобы их счастливые получатели не имели проблем с налогами.

В общем, нам теперь кажется, что построение HR-бренда компаний теперь тесно связано с юридической работой.

Про персональные данные несовершеннолетних — еще большая неожиданность для меня. С принятия GDPR, COPPA и других крупных законов прошло довольно много времени, громких кейсов и штрафов (кроме дела TikTok) в этом году не наблюдалось. При этом большое количество клиентов, разрабатывающих игры с низкими возрастными рейтингами, в этом году решило заняться приватностью в этой сфере. Большая часть года ушла на решение задач, в рамках которой компании хотят соблюсти баланс между желанием соблюсти жесткие требования регуляторов и нежеланием терять игроков. Agegate, математические задачи, согласия родителей — все это популярные хэштэги нашего рабочего года.

Еще с сожалением добавлю, что, на мой взгляд, в этом году было мало эпичных судебных кейсов (ну, не считая самого эпичного и яблочного), а также законов и законопроектов, которые можно было бы назвать gamechanger-ами. Для России, пожалуй, знаковым был только первый пакет IT-льгот. Сейчас мы готовимся ко второму.

На что будет сделана ставка при развитии компании в 2022 году?

Александра: VERSUS.gamedev продолжает оставаться одним из ключевых направлений внутри компании. Мы ожидаем его дальнейшего роста: еще больше игровых студий, паблишеров и фондов среди наших клиентов, а также еще больше новых проектов, коллабораций и совместных инициатив. Приложим все усилия, чтобы в 2022 году все было именно так!

Кроме того, мы хотим больше заниматься образованием: и нести юридический ликбез в геймдев, и общаться с юными юристами, показывать на примерах, какой увлекательной индустрией является игровое право.

Алина: А еще я вижу, что в этом году нет традиционного вопроса о том, во что мы играли в этом году. «Вы не спрашивали, а мы ответим».

Мой личный фаворит этого года — Twelve Minutes (больше закольцованных временных петель и убийств!).

А вот, что ответили другие юристы из VERSUS.legal: FIFA 22безумная реалистичность!»), Mass Effect: Legendary Editionодна из очень немногих качественных ремастер-коллекций, которая напоминает, что раньше игры делали с душой»), Resident Evil: Village, Unpackingпроизвела впечатление интересной задумкой и механиками»), Scarlet Hollow, Diablo II Resurrectedремейк, который мы заслужили»), Age of Empires 4 и King’s Bounty 2.

Спасибо этому игровому году, мы ждем следующего!


Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на [email protected]

Тэги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.