Разбор самых часто задаваемых вопросов, касающихся выпуска игр в Китае.
Материал подготовлен Алиной Давлетшиной, старшим юристом Versus.legal.
Говорить о специфике выхода на китайский рынок год от года становится все актуальней, ведь все большее число платформ начинают соблюдать требования локальных властей. Из последних примеров — история с Valve.
В феврале 2021 года американская компания объявила о запуске Steam China – специальной китайской версии магазина, где пока доступно только порядка 40 игр. На этот шаг Valve пошла для того, чтобы удовлетворить требование местных регуляторов: на платформе должны быть только те игры, у которых есть лицензия на публикацию (ISBN).
Steam — далеко не первая площадка, которая пошла навстречу этому требованию. Пусть и с заметным опозданием.
Запрет на продажу игр без ISBN действует в Китае с июля 2016 года. Несмотря на это, долгое время он эффективно применялся только к локальным Android-площадкам (их в Китае очень много, а 15 крупнейших местных магазинов приложений покрывают примерно 90% рынка — и все следуют правилам о лицензировании).
Международные сторы оставались «серыми зонами» для публикации приложений без ISBN. Этим пользовались иностранные компании, запускавшие свои игры без китайских издателей и лицензий. Однако последние несколько лет власти Китая начали занимать все более строгую позицию по этому вопросу – теперь они обязывают иностранцев играть по правилам на своем поле.
Еще до Steam — в 2020 году — «новые правила игры» принял App Store, который обязал разработчиков получать ISBN до публикации. Также Apple удалила из своего стора в Китае около 95 000 игр, не предоставивших вовремя данные о лицензии.
Подробнее о сложившейся ситуации и о том, что можно сделать для выхода в Китае, я постаралась ответить в этом материале совместно с Евгенией Артемовой, биздев-менеджером Playkot.
Магазин Steam China
Что нужно сделать в первую очередь, если решение о выходе на китайский рынок принято?
Необходимо найти местного паблишера, который поможет вам с выходом на новый рынок.
Получить лицензию без помощи китайского издателя практически невозможно, ведь они выдаются только китайским компаниям.
Конечно, вы можете открыть свою китайскую компанию, но в ней должно быть не менее 51% китайского капитала: вам все равно потребуется местный партнер, которому вы доверяете.
Передать некитайской компании лицензию издатель действительно не сможет. Но передать ISBN другому издателю в случае, если решено было сменить партнера, возможно — через написание authorization letter от изначального издателя, на чье имя лицензия, к новому издателю, — разумеется, тоже китайской компании.
Биздев-менеджер Playkot
При этом вы должны учесть, что паблишер будет получать лицензию на вашу игру, но от своего имени. Поэтому, если вы в дальнейшем решите «расстаться», то издатель не сможет передать вам эту лицензию.
Обычно паблишер получает фиксированное вознаграждение за начало работы и получение лицензии. А когда проект будет запущен – процент от прибыли китайской версии вашей игры. По факту — он будет выплачивать вам прибыль, «очищенную» от китайского налога на прибыль (18%) и своей комиссии. Часто размер комиссии доходит до 60-70%.
После запуска игры издатель обычно отвечает за взаимодействие с рекламодателями, интеграцию платежных систем (WeChat, AliPay и т.д.), борьбу с клонами и недобросовестными конкурентами, работу с отзывами, аналитикой и закупкой трафика.
Хороший издатель еще обязательно возьмет на себя партнерство с каналами (сторами) и будет регулярно получать фичеринги в них, благодаря чему в игру будут приходить органические, т.е. бесплатные, пользователи. Поэтому при выборе паблишера нужно обязательно постараться выяснить, с какими каналами у него наиболее тесные связи и какие перспективы по фичерингам можно ожидать — как часто игру будут подсвечивать в каталогах игр в местных сторах.
Биздев-менеджер Playkot
Издатель выбран. Что дальше?
Необходимо решить, нужна ли вам ISBN-лицензия или достаточно получить патент.
Для того, чтобы это понять, следует решить, как ваша игра будет монетизироваться в Китае.
Существуют два основных способа:
- Прямые платежи. Например, плата за скачивание или встроенные покупки. То есть предполагается прямое перечисление средств со счета пользователя на счет автора (или на счет стора, который потом перечислит вознаграждение разработчику).
- Вознаграждение от рекламодателей. Предполагает получение прибыли от показа рекламы в бесплатном приложении.
Для игр с прямыми платежами необходима лицензия ISBN. Но ее получение требует как больших денежных, так и временных затрат.
Для рекламной монетизации достаточно патента (он же – copyright certificate, полученный в Национальной администрации по авторскому праву). Его получить гораздо проще, а главное – дешевле и быстрее.
Можно начать с получения патента, запустить бесплатную версию игры с рекламной монетизацией и параллельно начать процесс получения ISBN.
Мне все-таки нужен ISBN. Как его получить?
Чтобы получить ISBN, вашему паблишеру необходимо:
- зарегистрировать авторские права на игру через Национальную администрацию по авторскому праву (об этом подробнее ниже);
- пройти проверку, что игра соблюдает Publisher Management Regulations, Internet Information Service Management Measures, Network Publishing Service Management Regulations, а также, что она соответствует законам о защите несовершеннолетних и персональных данных;
- игра должна пройти квалификационный отбор NPPA и получить разрешение на присвоение ISBN.
Обратите внимание, что к заявке необходимо приложить описание действующей в игре системы по борьбе с игровой зависимостью и принципа ее работы. Но пока этого не требуется для мобильных игр.
Как долго длится получение ISBN?
Получение ISBN — это не быстрый и легкий путь. Однако добиться положительного результата вполне реально. Все зависит от требований регулятора, правильности заполнения исходных данных, подачи форм, перевода необходимой документации на китайский язык и иных возможных требований.
Формально получение разрешения занимает 80 рабочих дней. Но новые правила NPPA устанавливают ограниченное количество игр, которые могут быть выпущены в Китае ежемесячно. Поэтому появляется «очередь» на получение лицензии. Фактически срок может составлять от 1 года до 3.
Надо понимать, что иностранные разработчики игр находятся в очень невыигрышной позиции. Игры, разработанные в Китае, рассматриваются в отдельной очереди, выдача ISBN происходит практически каждый месяц. Игры от зарубежных разработчиков рассматриваются в «иностранной очереди», в которой выдача лицензий происходит раз в несколько месяцев и небольшими «пачками». К примеру, в 2020 году иностранным играм выдавали ISBN всего три раза: в марте, августе, и декабре. Всего ISBN получили 98 иностранных игр за весь 2020 год. При этом число лицензированных в 2020 году китайских игр — 1225.
Биздев-менеджер Playkot
Я все-таки начну с патента. Что следует учесть?
Для этого нужно зарегистрировать авторские права на игру через Национальную администрацию по авторскому праву.
Ваш проект должен пройти проверку Центра защиты авторских прав Китая (CPCC), уполномоченного администрацией NCAC.
Для этого, помимо заявления и формальных документов, вам потребуется предоставить образец вашей работы: минимум 30 страниц исходной программы. Нужен как код сервера, так и код клиента.
По срокам этот процесс занимает 2-4 месяца.
Как локализовать игру?
Стоит помнить, что выбор языка перевода может зависеть от способа распространения приложения. В iOS используются два языка: китайский традиционный и китайский упрощенный. В Android — три: китайский (Гонконг), китайский (традиционный) и китайский (упрощенный).
Кроме текстов внутри игры советуем перевести всю сопутствующую документацию (EULA, Политику приватности), а также описание игры для сторов и промо-материалы.
Также стоит помнить про культурную адаптацию и особенности местного менталитета.
И еще помните, что в Китае не работают многие западные соцсети, например, Facebook. Поэтому авторизацию через них лучше отключить.
Какие есть требования к содержанию игры?
Они довольно жесткие, но сформулированы расплывчато.
Ваша игра не должна создавать угрозу для национального единства, суверенитета и территориальной целостности Китая, разжигать этническую ненависть, дискриминацию, ставить под угрозу этническое единство или посягать на этнические традиции и обычаи, пропагандировать культы и суеверия, подрывать социальный порядок и нарушать социальную стабильность.
Важно, что игры не могут «продвигать непристойное поведение, азартные игры, жестокость или поддерживать преступные действия». В играх с рейтингом ниже 18+ не должно быть демонстрации криминального поведения и нарушения норм общественной морали. Также они не должны включать в себя сцены террора, жестокости и контент, способный нанести вред физическому или психическому здоровью ребенка.
Также недавно появилась информация о новой системе «рейтингов» игр на основе их содержания и качества. Специальная комиссия будет оценивать проекты по следующим критериям: «концепция», «оригинальность дизайна», «качество исполнения», «культурная ценность» и «качество разработки». За каждый параметр игре выставляют оценку по пятибалльной шкале, а затем выводят среднюю. Проходной балл для выхода в стране – 3.
Сложнее всего готовить заявку на ISBN для игр мидкорных и хардкорных жанров, где много контента, который цензурируется в Китае. Например, кровь в файтингах, откровенно одетые персонажи в шутерах, черепа, кости и т.д. Все это придется переделывать и перерисовывать для китайской версии. Также необходимо следить за актуальным списком слов и выражений, которые необходимо удалить из текстов игры и запретить пользователям использовать в игровых никах. В целом, процесс подготовки игры к подаче на ISBN — очень долгий и дорогой. И возможно, лучше в первый раз пройти этот путь с проектом более казуального жанра, так как в них, как правило, гораздо меньше элементов, которые придется исправлять и подгонять под жесткие требования китайского бюро.
Биздев-менеджер Playkot
А есть примеры игр, запрещенных в Китае из-за своего содержания?
Не так давно был запрещен и удален из App Store знаменитый симулятор пандемии Plague Inc.
Разработчик игры, Ndemic Creations, объяснил это тем, что игра «содержит контент, который является незаконным в Китае по определению Администрации Китая по киберпространству».
Plague Inc
Battlefield 4 также попала под запрет в стране, причем еще до запуска. Министерство культуры Китая запретило распространять все материалы, относящиеся к игре. Это связано с ее сюжетом, где китайские военные показаны в качестве противника игрока.
Есть какие-либо ограничения в сфере персональных данных китайских пользователей?
С 2017 года в Китае действует закон, запрещающий провайдерам собирать и продавать личную информацию пользователей без их согласия. В марте 2018 был выпущен государственный стандарт «Спецификация безопасности личной информации». Документ охватывает сбор, хранение, использование, обмен, передачу и раскрытие личной информации. Есть мнение, что его требования похожи на условия GDPR.
Обращаем внимание, что недавно китайская рекламная ассоциация при поддержке правительства страны разработала новый стандарт отслеживания пользователей в приложениях – CAID. Это аналог уникального идентификатора устройства (IDFA), который позволяет обойти новую политику конфиденциальности Apple (подробнее о ней тут). Судя по слухам, в тестировании технологии уже участвуют крупные китайские корпорации – ByteDance, Tencent и Baidu. Вероятно, скоро он станет основным стандартом для приложений в Китае.
Также с 1 мая 2021 года в стране будет запрещено закрывать доступ к приложению в случае отказа пользователя делится избыточными персональными данными. Избыточной считается информация, которая нужна не просто для идентификации или непосредственных функций программы, а для рекламных целей. Хотя до конца не ясен механизм регулирования. Похоже, правила пока носят рекомендательный характер.
Есть ли особенности публикации в местном App Store?
В сертификате ISBN не упоминается имя разработчика или даже оригинальное некитайское название игры. Поэтому, если вы будете публиковать игру самостоятельно в China iOS App Store, вам потребуется авторизация паблишера, получившего лицензию. Это звучит странно и несправедливо, но вам действительно нужно, чтобы ваш китайский издательский партнер предоставил вам лицензию на публикацию вашей собственной игры.
И это не единственные договорные права, которые понадобятся. Оператор игры также должен предоставить вам множество подтверждающих документов, таких как:
- письмо-разрешение;
- копия бизнес-лицензии;
- копия фактической лицензии ISBN;
- другие документы.
Сегодня Apple по-прежнему разрешает иностранным разработчикам самим отправлять игры в China App Store. Хотя в соответствии с законодательством Китая эта возможность должна быть только у местных компаний с лицензией ICP.
Однако все может измениться в любой момент, поэтому рекомендуем отслеживать изменения этого правила.
Блиц-интервью Playkot
Евгения Артемова
Давлетшина: Как вы вышли на вашего паблишера? Почему выбор пал именно на него?
Артемова: У нашего издателя головной офис в Китае, но есть и европейский офис. Это обычно указывает на то, что компания стремится создать комфортные условия западным партнерам, может говорить о том, что коммуникация будет выстроена хорошо. Плюс, разумеется, отзывы от коллег по рынку про опыт работы с этим издателем.
Давлетшина: Сколько времени занял весь процесс (от принятия решения до официального запуска)?
Артемова: Если учитывать время от подготовки к подаче заявки на ISBN до момента фактического получения лицензии, то это был очень долгий и сложный процесс. В нашем случае это заняло почти два года.
Но отмечу, что на данный момент наши игры не представлены в Китае по ряду причин.
Давлетшина: Что было самым сложным/неожиданным?
Артемова: Сложно было примириться с тем, что правила очень размыты. Никто на 100% не знает, как их трактовать, как именно реализовывать в заявочном билде.
Дополнительный стресс — частые изменения в регуляциях, особенно тех, что касаются несовершеннолетних игроков. Приходится подстраиваться и быстро принимать решения. Если работа над китайским билдом идет параллельно с разработкой билда на проде, нагрузка на команду очень высокая.
Давлетшина: Рекомендуете ли вы остальным разработчикам выходить в Китай и на каких условиях?
Артемова: Решение о том, идти ли в Китай, нужно принимать, отталкиваясь от нескольких вопросов:
- популярен ли жанр игры в Китае? Сколько денег он может потенциально приносить? Получится ли делать маркетинг в плюс?
- ISBN — это дорого и долго. Есть ли у компании в данный момент и в перспективе 1-2 лет достаточно ресурсов (человеческих и финансовых) на подготовку заявки?
***
Как видите, процесс выхода на китайский рынок крайне трудоемкий и длительный, а новые законодательные инициативы появляются достаточно часто. Страна с населением почти полтора миллиарда жителей и множеством платящих игроков – это действительно лакомый кусочек для любого разработчика. Но перед перед тем как планировать выход в Китае, стоит трезво оценить свои возможности.
Комментарии
Ответить