С какими сложностями сталкиваются команды Поднебесной, приходящие на российский рынок, — в рамках цикла «Кто есть кто» редакции App2Top.ru рассказала китайская компания 9-kylins.

Кто есть кто - 9-kylins

App2Top.ru: Привет! Расскажи, пожалуйста, о компании 9-kylins: чем занимается, как давно на рынке?

Александр Пак, менеджер по развитию продукта: Привет! Компания 9-kylins была основана в начале 2009 года и первые несколько лет занималась разработкой браузерных игр. С 2013 года команда 9-kylins перешла к разработке мобильных игр и приложений для iOS/Android.

В конце 2014 года было принято решение покорять зарубежные рынки. В данный момент игры от 9-kylins представлены на рынках Китая, Тайваня и Южной Кореи. В ближайших планах Компании выход на российский рынок и дальнейшее развитие на рынках Азии.

App2Top.ru: С какими трудностями столкнулась 9-kylins при переходе с разработки браузерных игр на мобильные?

Ван Пэнфэй, руководитель иностранного отдела: С переходом на мобильный рынок меняется среда разработки и технологическая платформа, отличается процесс разработки и издания игр, возрастает их сложность, а также количество этапов от разработки до запуска и поддержки игрового продукта.

Другой момент связан с конкуренцией на рынке: количество разработчиков и игровых проектов в китайском мобайле просто огромно. Также некоторые сложности возникли при выборе стратегии разработки и продвижения. Какой продукт разрабатывать? Для каких платформ? Делать ставку на Hardcore или Casual? Разрабатывать ли игру одновременно и для китайского, и для международного рынка? Какие площадки для продвижения оптимальны? При этом команда не всегда обладала необходимым опытом: такой опыт можно получить только в процессе работы, зачастую методом проб и ошибок.

Screen Shot 053

App2Top.ru: Пару лет назад на западе считали, что выйти на китайский рынок — очень сложно: большое количество магазинов приложений и высокий уровень пиратства. Как эти проблемы выглядели и решались изнутри, со стороны китайских разработчиков?

Ван Пэнфэй: На китайском рынке около 300 магазинов приложений для Android, при этом у каждого свои условия работы и различные SDK. У каждого магазина также своя аудитория и особенности. Поэтому нужно иметь четкое представление о том, на каком из этих ресурсов продвигать игровой проект.

Когда иностранный разработчик выходит со своим игровым проектом на китайский рынок, существует два возможных пути развития. Нанимать местных специалистов и создавать в Китае свою команду по локализации и продвижению, либо найти крупного китайского издателя, передав ему все функции по локализации и маркетингу.

Вопросы пиратства и нарушение авторских прав являются важными проблемами, требующими решения. Согласно статистике, на каждое мобильное приложение приходится 26 случаев нарушения авторских прав. С мобильными играми ситуация еще более удручающая. Наиболее частым нарушениям авторских прав подвергаются игры в жанре Action/Adventure, спортивных и гоночных симуляторов.

Китайским разработчикам мобильных игр вместо того чтобы нарушать авторские права и копировать игры конкурентов, необходимо создавать оригинальные качественные игровые продукты, больше работать с геймерской аудиторией, что будет способствовать развитию отрасли в целом. Решение данной проблемы требует активного участия всех участников рынка. При этом каждый разработчик должен поддерживать и защищать права на интеллектуальную собственность. Необходима поддержка правительства, создание соответствующих нормативных актов и введение более жестких мер за нарушение авторских прав.

Также отметим несколько других проблем мобильного рынка игр в Китае: это большое сходство между различными игровыми проектами, частые заимствования и копирование на этапе разработки, нехватка инноваций и нововведений.

Corsairs4 1280x759

Арт к последней игре 9-kylins — «Корсары: Морская Империя»

App2Top.ru: Сейчас китайский рынок мобильных игр входит в тройку крупнейших в мире. Но есть ли у этого успеха негативная сторона для китайских же разработчиков?

Ван Пэнфэй: Китайский мобильный рынок быстро развивается. В App Store по загрузкам во всех категориях Китай уже обошел США и занимает 1-е место. Рынок мобильных игр Китая также растет ударными темпами: за последние 2 года он вырос в 3 раза и, по предварительным оценкам, в 2015 году достигнет $6,5 миллиардов и составит более 20% мирового рынка. При этом на рынке мобильных игр Китая наблюдается ожесточенная конкуренция, стоимость продвижения растет, а из-за большого количества сходных продуктов лояльность геймеров снижается.

App2Top.ru: На играх для какой аудитории 9-kylins сейчас специализируется и почему?

Александр Пак: Мы отталкиваемся от жанровых предпочтений геймеров. Как на российском, так и на азиатских рынках на ММО-стратегии и РПГ приходится большая часть выручки. В России ядро платящих пользователей составляют мужчины в возрасте от 20 до 35 лет. Представительницы прекрасного пола проводят за мобильными развлечениями примерно столько же времени, но предпочитают игры несколько других жанров. Поэтому первые 2 – 3 проекта, которые мы планируем выпустить на российском рынке, будут в жанре ММОРПГ. Помимо этого планируем работать и в других жанрах, например, action, casual, головоломки, карточные игры.

App2Top.ru: 9-kylins сейчас выходит на российский рынок, какие бы вы отметили проблемы, какие сложности, в чем они заключается?

Александр Пак: Это очень интересный вопрос. Попробуем его разделить на несколько частей и ответить подробно:

Управление и подбора персонала

На начальном этапе возникли сложности в формировании команды для продвижения на российском рынке – специалистов в области мобильного маркетинга немного, нам же были нужны маркетологи и менеджеры со знанием китайского языка, таковых на данный момент можно пересчитать по пальцам.

Screen Shot 055

Изучение российского рынка и формирование маркетинговой стратегии

Ощущается сильный недостаток информации по российскому рынку мобильных игр, особенно это касается статистики и KPI. В большинстве случаев это закрытая информация, а всевозможные сервисы аналитики не всегда точны. Проблемы возникают и при проведении конкурентного анализа. Найти на российском рынке аналог азиатскому игровому проекту не всегда просто. В нашем случае, мы сравнивали «Корсаров» с ММОРПГ с несколько другой механикой и совершенно другим сеттингом, т.к. мобильных игр с морской тематикой на данный момент на рынке совсем немного.

Мобильный продукт и локализация

Российские и азиатские геймеры сильно отличаются друг от друга, поэтому выбор продукта для запуска на российском рынке был непростой задачей. Эти различия касаются вкусов и привычек геймеров, способов потребления игрового мобильного контента, а также практики использования мобильного интернета в целом. Также сильно могут отличаться демография и способы монетизации игровых приложений.

Несколько сложных моментов были связаны с локализацией. Переводить с китайского языка на русский непросто, при этом контекст имеет решающее значение. Наибольшие сложности возникают при локализации интерфейса: то, что в китайском языке можно записать двумя иероглифами, в «великом и могучем» не всегда укладывается в развернутом предложении. Также очень важен культурный аспект, не всегда понятно как переводить то или иное понятие (или даже определенную игровую функцию), т.к. в русской культуре этого понятия просто нет. Например, 红包- досл. «красный конверт», деньги, которые взрослые дарят детям во время празднования Китайского Нового Года, в игре «красный конверт» может быть представлен как новогодний бонус для игроков.

Алдар Мархасаев, менеджер по развитию зарубежного рынка: Сюда также можно добавить:

Продвижение и мобильный трафик

Главный вопрос, требующий решения – выбор правильной стратегии продвижения продукта. После выбора стратегии очень важно найти подходящего партнера по продвижению и закупке мобильного трафика. Потенциальных партнеров на рынке очень много, при этом количество трафика в России ограничено несколькими основными площадками, а источники у всех компаний примерно одни и те же. Цены для новых покупателей трафика сильно завышены, проверить качество трафика до начала кампании практически невозможно, часто посредники смешивают мотивированный и немотивированный трафик, поэтому на поиск партнера с качественным трафиком и адекватной рыночной ценой тратится большое количество временных и управленческих ресурсов.

Screen Shot 054

Также нужно отметить, что российский рынок набирает обороты, появляются новые возможности для развития и инструменты продвижения, изменяются ценовые тенденции, поэтому для проведения успешной кампании необходимо пристальное и непрерывное изучение мобильного рынка.

Станислав Смолин, менеджер по работе со СМИ: Также по продвижению:

Продвижение и PR

Рынок сильно перенасыщен, т.е. медиа-ресурсов о мобильных приложениях, играх и гаджетах очень много, а мобильная аудитория этих ресурсов не так велика. У многих тематических сайтов жесткие условия работы и ценовая политика. Не всегда удается найти информацию по аудитории и демографии того или иного ресурса. При этом даже проведя собственный анализ посетителей того или иного сайта, сложно привлечь целевую аудиторию и сделать анализ результатов PR-кампании.

App2Top.ru: И последний вопрос связан с вашей игрой «Корсары», которую вы выводите на российский рынок, расскажите немного про этот проект, почему экспансию на российский рынок начали именно с него?

Александр Пак: «Корсары» — это MMORPG в морском пиратском сеттинге 15-18 вв. Игра в большой степени социальная, стимулирует геймеров к общению, совместному прохождению заданий, созданию гильдий и т.д. На наш взгляд, в игре довольно интересная боевая система. Помимо РПГ элементов, в «Корсарах» присутствует экономическая составляющая, например, торговый флот, развитие гильдий и борьба за пост губернатора. На выбор в пользу данного проекта повлияло несколько факторов: необычный для российского рынка сеттинг, интересная ролевая система и коммерческий успех игры на китайском рынке.

9-kylins

Команда 9-kylins

Спасибо за интервью. 

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
×