Google обсуждает возможность прекращения воспроизведения Flash по умолчанию. Если компания пойдет на это, любой Flash-контент перед воспроизведение будет запрашивать пользователя, дает ли он разрешение на это. Мы поговорили с экспертами рынка о том, как это может отразится на сегменте социальных игр.
Василий Магурян — руководитель игрового направления Mail.ru Games
Да, мы знаем о намерениях Google относительно Flash, но приложения, использующие эту технологию, по-прежнему занимают большой сегмент в социальных сетях как с точки зрения аудитории, так и выручки, генерируемой этими приложениями. Для разработчиков, которые используют Flash — это, конечно, будет таким усложнением, которое скорее всего отразится на конверсиях.
К сожалению, хоть HTML5 и стал чаще использоваться в разработке игр, например, в связке с WebGL, но в текущем виде HTML5 еще слаб как технология для разработки игр, поскольку Flash — в отличие от него — позволяет разработчикам гораздо быстрее и дешевле создавать весьма сложные продуктовые решения.
Максим Бабичев — Developer Advocate в VKontakte
Было понятно, что Google рано или поздно так поступит, свежа память о плеере Unity. Переходный период в первую очередь нужен разработчикам для переноса проектов с Flash на HTML5. При должной функциональности HTML5, конечно. Однако мне кажется, что качество проектов в первое время будет отброшено на два-три года назад.
Для игр в социальных сетях же это может стать шагом вперед, потому что проекты опять станут одинаково доступны во всех браузерах. Также невысоко-нагруженные проекты, в основном казуальные и, наверно, часть мидкорных, можно будет заточить и под мобильные браузеры, что позволит играть кроссплатформенно. Социальным сетям надо лишь поддержать такой формат и дать возможность полноценно использовать игры и в мобильных версиях сайта.
Ольга Макушенко — генеральный продюсер 101XP
На социальных играх это изменение практически никак не скажется, на мой взгляд. Google же объявил, что не будет трогать Топ-10 платформ, использующих Flash, а значит, игры, работающие в крупнейших социальных сетях, пострадать не должны. Если мы говорим об играх, издающихся на менее популярных платформах, то и для них последствия будут не самыми страшными. На уже имеющуюся игровую аудиторию это никак не повлияет, а стоимость привлечения новых игроков хоть и вырастет, но не существенно. Прямо сейчас вся эта история не выглядит проблемой вселенского масштаба, хотя тенденция, конечно, не самая радостная.
Максим Максимов — основатель RJ Games
С одной стороны, WebGL и HTML5 ещё не пришли на социальный рынок в качестве массового технического решения. С другой, Flash медленно уходит с рынка. Фактически, для компаний, которые уже успешно зарабатывают на социальных играх, не стоит ожидать кардинальных изменений. Однако для тех, кто не имеет продуктов на социальной платформе, выход на рынок станет сложнее.
Руслан Мурашко — Co-Founder в PlayFlock
Главное: Flash прикроют — будь это год, два или три. Это единственная технология, которая мозолит глаза всем, консорциуму стандартизации веба, разработчикам браузеров, сообществу и даже разработчикам игр, не понимающим, какова судьба их продуктов.
У Flash есть потенциал только на десктопе и мобильных платформах (ios, android), но тут необходимо понимать, что большинство уже созданных игр работают без аппаратного ускорения, это сильно затруднит портирование. Зачастую по этой причине портировать просто не будут.
Если решение Google будет принято, оно заметно повлияет на посещаемость и поведение игроков в соцсетях. Разработчики будут пытаться донести до игроков, как включать игру различными баннерами и туториалами. Это все уже происходило с Unity, результат, думаю, будет аналогичен. Конечно же, существующие HTML5 игры увеличат свою аудиторию. А после полного отключения технологии сильно сократится каталог игр, что создаст значительный передел социального игрового рынка.
Поэтому есть два очевидных решения. Либо портировать игры на HTML5, либо ждать инструмента, который сделает это за нас.
Михаил Иващенко — генеральный директор Nevosoft Online
Строго говоря, [международный] сегмент социальных игр сейчас — это Facebook-игроки. Остальных — исчезающе мало. Очень многие ушли в мобайл.
Играющая аудитория на Facebook, судя по всему, будет вынуждена один раз потерпеть это неудобство. Как обещают в Google, браузер будет помнить выбор для Топ-10 наиболее использующих Flash-сайтов.
С моей точки зрения, решение очень спорное: оно ударит в первую очередь по игрокам, а не по потребителям иного контента, который, по большей части, уже перешел на HTML5.
Однако разработчики социальных игр всегда держались в авангарде событий, и, разумеется, будут искать альтернативы. Плюс, понятно, что новых социальных игр на Flash мы будем видеть все меньше и меньше.
Комментарии
Ответить