Самое важное для отечественного геймдева событие последних месяцев произошло в смежной индустрии. Структуры олигарха Александра Мамута начали атаку на успешный IT-бизнес, компанию Nginx.

***

Для справки: Nginx — один из самых успешных российских IT-продуктов. Он обслуживает порядка 450 млн сайтов и является третьим в мире по популярности веб-сервером (если учитывать только активные сайты, то вторым). В марте этого года компания была продана основателями Nginx американской F5 Networks за $670 млн.

Официально дело строится от лица холдинга «Рамблер», где основатель веб-сервера Игорь Сысоев работал админом 15 лет назад. «Рамблер» заявил исключительное право на использование веб-сервера. По версии интернет-гиганта, это право нарушено третьими лицами. Дескать, любое использование продукта без согласия «Рамблера» «является нарушением исключительного права».

Учитывая, что с момента запуска в 2004 году Nginx распространяется по лицензии BSD, это обвинение кажется нездоровым лепетом. Напомним, BSD-лицензия делает продукт общественным достоянием: он бесплатен для использования и свободно модифицируется. Если говорить о монетизации, то в случае с Nginx она построена на сервисных услугах, которые предоставляет компания-разработчик.

Основание у дела следующее: якобы в 2004 году «Рамблер» дал распоряжение Игорю Сысоеву (еще раз отмечу, на тот момент — системному администратору холдинга) разработать веб-сервер. По версии следствия, он разработал его для компании, а затем украл и начал свободно распространять.

Однако сам Сысоев говорил в прежних интервью, что разработкой занимался в свободное время, какого-либо договора на создание ПО не было. Его слова подтверждает Игорь Ашманов, бывший исполнительный директор «Рамблера», который нанял Сысоева в 2000 году: он настаивает, что интеллектуальная собственность — за Сысоевым.

При найме Сысоева было специально оговорено, что у него есть свой проект и он имеет право им заниматься (...) Я могу дать об этом показания в суде, если будет нужно. И мой партнер по АиП и «Крибруму», Дмитрий Пашко, тогдашний технический директор «Рамблера», непосредственный начальник Сысоева, думаю, тоже. Сысоев работал в «Рамблере» сисадмином. Разработка ПО вообще не входила в его должностные обязанности.

Игорь Ашманов

До передачи дела в суд в офисах Nginx прошли обыски с изъятием. Основателей компании — Игоря Сысоева и Максима Коновалова — задержали и долго допрашивали. О том, что они отпущены, но остались без смартфонов, стало известно только вчера вечером (позднее Коновалов назовет ситуацию «обычным рэкетом»).

Nginx предъявляет претензии не сам «Рамблер», а компания Lynwood Investments, которой холдинг уступил в этом права. И «Рамблер», и Lynwood Investments — структуры российского миллиардера Александра Мамута. Последний, по источникам Forbes, с момента покупки «Рамблера» в 2014 году искал доказательства, которые позволили бы отнять права у Сысоева. До нынешнего декабря они, видимо, не находились.

Атака на Nginx произошла спустя 11 месяцев после продажи Nginx американцам и спустя четыре месяца после того, как «Сбербанк» приобрел 46,5% акций «Рамблера».

***

При чем тут игры?

Аффилированность Мамута с властными структурами или ее отсутствие не так уж и важна. Речь о возможности устроить «маски-шоу» в одном из самых успешных IT-предприятий, пожелав его отнять.

Подобная история должна насторожить участников отечественного игрового рынка. Теперь в России кажется более реальным риск оказаться вместе с командой разработки на полу под дулами автоматов.

Так появляется вопрос: стоит ли инвестировать в развитие собственных студий внутри страны? Кто теперь может исключить сценарий, при котором влиятельный олигарх, присмотрев игру из кассового топа, решает с помощью силовых структур стать ее владельцем?

За то время, пока государство и большой бизнес не обращали внимания на индустрию, она добилась впечатляющих успехов. Появилось несколько десятков твердо стоящих на ногах компаний, чья продукция не уступает лучшим западным примерам. И главное, что хотят успешные участники рынка, — чтобы их не трогали и давали спокойно работать.

Но в такое развитие событий сложно поверить после атаки на Nginx. Особенно на фоне растущего интереса государства к играм, которое у многих вызывает настороженность. Депутаты могут сколько угодно пытаться усадить индустрию за стол переговоров. Диалога не получится, пока одна из сторон боится оказаться по итогу без денег, без компании и в наручниках.

Дело против Nginx (а также реакция на него участников рынка) — очень громкий сигнал для государства. Оно должно понять, что индустрия будет готова общаться, только если получит гарантии и условия — в том числе правовые — для безопасного ведения бизнеса.

Например, чтобы подобные Nginx дела нельзя было квалифицировать на старте как уголовные.

Теги:

Комментарии

Андрей Корешников 2019-12-14 00:57:27

Насторожить может только таких ватников, как один из основателей Nginx, адекватным людям и так все понятно уже лет 15 - если речь не о малом бизнесе, лучше уехать, как минимум лично.

-2