Александр Агапитов дал интервью «Медузе» по поводу скандала с сокращением 150 человек. Основатель Xsolla рассказал, как работает система оценки эффективности сотрудников, и что он думает о критике в свой адрес. Он также объяснил, почему не считает случившееся увольнениями и не боится проверок в отношении компании.

Как работает система оценки сотрудников?

  • Xsolla подсмотрела эту идею у Netflix и Гарварда, которые регулярно увольняют 10% самых неэффективных сотрудников. Однако компания не планировала сокращений до тех пор, пока показывала рост в 40%.
  • «То есть рейтинг был с начала года. Был и теперь будет всегда, и, может, люди сейчас будут смотреть на него чуть по-другому», — отметил Агапитов.
  • Xsolla определяет эффективность по 30 параметрам. Среди них — написание и чтение статей во внутренней «Википедии» компании, создание и закрытие тикетов, а также активность в дашбордах и на внутренних встречах.
  • Сотрудников оценивают по 100-балльной шкале. «Моя команда просто взвешивала [эти параметры], учла, что в разных департаментах и разных ролях у людей есть разное понятие нормы, и отсортировала рейтинг», — объяснил Агапитов.
  • По его мнению, тексты гораздо эффективнее презентаций, и читать информацию во внутренней «Википедии» о бизнесе и других компаниях крайне важно. «Вот люди, которым не сильно хотелось узнать что-то новое, разобраться в планах компании — им предложили щедрое выходное пособие», — подчеркнул он.
  • Агапитов отдельно заявил, что Xsolla лишь отслеживает логи рабочих платформ, а не проверяет, занимаются ли сотрудники личными делами в рабочее время. На основании этого и определялась эффективность.
  • Основатель Xsolla считает, что все сотрудники (даже баристы) должны интересоваться компанией, в которой работают. Если человек оставляет незаметный цифровой след, его стоит заменить.
  • «Если у меня 50 менеджеров, то есть шанс оценить их, поговорить с ними, разобраться в них. А если нужно оценить 500 человек, то ювелирной работы не выйдет. В этом минус этого метода и неидеальность этого подхода», — считает Агапитов.
  • Компания также планирует ввести «цифровое зеркало». Оно позволит сотрудникам узнать, как их оценивает машина. Однако команда разработки до последнего времени не разделяла энтузиазма по созданию такого инструмента.

Почему увольнения произошли именно сейчас?

  • Xsolla оценивает выручку два раза в неделю, сравнивая показатели месяц к месяцу. По словам Агапитов, компания в течение шести месяцев перестала показывать тот самый рост в 40%.
  • За прошлый год выручка Xsolla выросла на 80% на фоне локдаундов и пандемии. Однако сейчас рост замедлился, поскольку привлекать новых клиентов стало гораздо сложнее — в том числе из-за отсутствия оффлайн-ивентов.
  • «Биздевы из США не так эффективно себя показали на виртуальных выставках в Европе и Азии, для них это неудобно. Я с этим связываю глобальное замедление продукта», — объяснил Агапитов.

Подробно о сокращениях

  • Он подчеркнул, что 150 уволенных сотрудников — хоть и треть всего штата в количественном выражении, но лишь 10% бюджета всей компании. «Рейтинг не учитывает зарплаты, но, когда я выбираю нижние 10%, я растягиваю [выбор] до того момента, пока сумма зарплат не станет равна 10% бюджета. То есть нужно сократить 10% бюджета, а не 10% сотрудников», — объяснил Агапитов.
  • Больше всего это затронуло работников пермского офиса. В США уволили шесть человек, а в Азии — только двух.
  • Под сокращение попали специалисты в разных областях. «Худшие программисты, худшие маркетологи, худшие офис-менеджеры, худшие админы, худшие бухгалтеры даже», — пояснил Агапитов.
  • Xsolla планирует сокращать по 10% бюджета каждые 12 месяцев в случае медленного роста. Сейчас компания ищет новых сотрудников в Азии и Европе, чтобы вновь начать расти на 40% и более.
  • Агапитов признает, что его резкое заявление могло напугать многих сотрудников и лишить их уверенности в своем будущем. «Я прекрасно понимаю, что эмоциональный интеллект — это что-то, что мне тяжело дается, но я над этим работаю», — отмечает он.
  • При этом он не боится проверок и считает, что с точки зрения российского законодательства Xsolla никого не уволила: «Всем сотрудникам — тем, которые получили письмо — мы сказали, что компания вас не ценит, мы вам найдем работу получше. И с лучшей зарплатой. А вас будущее Xsolla тоже не интересует. Вот вам щедрые отпускные — удачи».
  • Агапитов понимает, что часть оставшихся сотрудников может уйти из-за «шумихи» вокруг Xsolla. Однако в компании должны работать только те люди, которые заинтересованы в развитии и росте. Бизнесом и связанными с ними процессами должен интересоваться любой — в том числе бариста.
  • Отдельно Агапитов подчеркнул, что уволенные люди просто не интересовались индустрией. Поэтому Xsolla даст им рекомендации и поможет найти хорошую работу в других компаниях, где ниже планка.

О критике и случившемся скандале

  • Агапитов считает, что ажиотаж был вызван проблемой с удаленной работой в России. Некоторым людям сложно работать из дома и они примеряют ситуацию с Xsolla на себя.
  • «А тут я вышел и сказал, что вообще искусственный интеллект может вас всех уволить, потому что есть достаточно данных для того, чтобы сделать эту аналитику», — объяснил Агапитов.
  • Он отметил, что новости о сокращениях в Xsolla вызвали страх у тех людей, которые и сами работают недостаточно эффективно. По словам Агапитова, его поддерживают многие владельцы бизнеса, которые не решились на столь радикальный шаг.
  • Основатель Xsolla также подчерунл, что его пиар-фирма из США не считает случившееся кризисом: «Какую бы ты историю ни рассказывал прессе, это две истории — либо страх, либо надежда. Но страх продается лучше, а это страшная история, которая продается очень хорошо».
  • Агапитов уверен, что по меркам США Xsolla сделала все «очень позитивно». Он объясняет это тем, что увольнения на основе алгоритмов нельзя расценить предвзято и рассмотреть в них дискриминацию: «С точки зрения американских медиа и американского гражданского общества, для нас это намного лучше и бесспорнее, чем если бы какой-нибудь менеджер уволил кого-нибудь».

Читайте также:


Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на press@app2top.ru

Тэги:

Комментарии