«Видеоигровая империя, построенная не детском труде», — так The Guardian охарактеризовала Roblox в своем новом материале. На примере нескольких юных разработчиков издание рассказало о том, как компания закрывает глаза на финансовую эксплуатацию, запугивания и домогательства со стороны взрослых пользователей.
Как юные пользователи становятся жертвами эксплуатации?
- Один из центральных сюжетов материала The Guardian — история девушки Анны (имя изменено). Она начала делать игры в Roblox в возрасте 10 лет и быстро втянулась в процесс.
- Спустя несколько лет ее работы заметили несколько 20-летних разработчиков, предложив ей работу над амбициозным проектом и 10% от всей потенциальной выручки. Она согласилась и в итоге помогла сделать одну из самых популярных игр на Roblox (название тайтла не раскрывается).
- В 16 лет Анна уже зарабатывала больше, чем ее родители вместе взятые. По ее подсчетам, ее годовой доход мог превысить $300 тысяч. Такой успех мотивировал девушку отказаться от поступления в колледж.
- Она отвечала практически за все составляющие игры — от анимаций и 3D-моделей до саунд- и левел-дизайна. При этом у Анны не было никакого контракта. Гарантия оплаты держалась только на честном слове предприимчивых пользователей, которые пригласили ее в проект и на чье имя был зарегистрирован аккаунт.
- Однажды они сообщили, что переводят всех разработчиков на фиксированную оплату. В таком случае Анна потеряла бы 40% своего дохода, но она никак не могла повлиять на решение. Девушка решила покинуть проект, оставшись ни с чем.
- Анна боялась обратиться в суд, а любое ее сообщение на форуме Roblox о ситуации помечалось как «преследование». При этом игру, над которой она работала, компания продвигала как историю независимого успеха на платформе, игнорируя закулисные проблемы.
- Случай Анны — далеко не единственный. В прошлом году автор канала People Make Games подробно рассказал истории других пользователей, которые стали жертвами эксплуатации и манипуляций.
Переработки и домогательства к несовершеннолетним
- Еще один пример эксплуатации юных разработчиков — история игры Sonic Eclipse Online (любительская пародия на серию Sonic the Hedgehog). В 2017 году на тот момент 12-летнего Ригана Грина (Regan Green) пригласили поработать над проектом в качестве программиста.
- Создатель Sonic Eclipse Online Джейдон Шедлецкий (Jadon Shedletsky), которому тогда было 24 года, оказался достаточно требовательным руководителем. По словам Грина, он заставлял перерабатывать, угрожая заменить юного разработчика на другого.
- «Я постоянно пытался улучшить проект, но Шедлецкий всегда требовал большего от меня, и в результате я попросту выгорел. Я сломался под таким давлением», — отмечает Грин. Сам Шедлецкий при этом отрицает угрозы со своей стороны и утверждает, что в команде не было нормированного графика, поскольку они не были профессиональной студией.
- Над Sonic Eclipse Online также работала девушка по имени Рэйчел (имя изменено). В возрасте 12 лет она столкнулась с домогательствами и непристойным поведением со стороны Шедлецкого.
- У Roblox есть внутренние инструменты для коммуникации между разработчиками и пользователями. Эти чаты модерируются с помощью специального ПО. Однако Шедлецкий предпочитал общаться с командой в Discord.
- По словам Рэйчел, он сначала писал ей личные сообщения, рассказывая о прогрессе разработки и заставляя ее почувствовать свою исключительность. Будучи ребенком, ей не хватало внимания и заботы. В итоге она быстро стала очарована Шедлецким и начала испытывать к нему чувства.
- The Guardian ознакомилась с некоторыми сообщениями из их переписки. По данным издания, Шедлецкий в результате стал шутить об изнасиловании и присылать Рэйчел изображения сексуального характера. На тот момент ей все еще было 12 лет.
- Подобные домогательства продолжались до тех пор, пока Рэйчел не ушла из команды в начале 2020 года. Ее друзья помогли ей создать онлайн-документ с подробностями истории и скриншотами переписки.
- Шедлецкий в ответ опубликовал видео, обвинив девушку в жажде внимания. Сейчас он отказывается от этих слов, но настаивает, что все сообщения были лишь дурной шуткой.
- При этом Шедлецкий продолжал руководить разработкой Sonic Eclipse Online. Roblox не обращала внимание на публичные обвинения, пока компании не поступила официальная жалоба. Она была подписана мамой японской разработчицы KK, которая узнала о ситуации Рэйчел.
- В итоге аккаунт Шедлецкого был заблокирован, а Sonic Eclipse Online удалили с платформы после жалобы SEGA. Однако KK считает, что компания изначально действовала нерешительно: «Если бы Roblox предоставила поддержку, необходимую в данной ситуации, этого бы никогда не произошло».
Может ли Roblox стать «счастливым билетом»?
- SharkBite — одна из самых популярных игр на Roblox, в которую сыграли свыше миллиарда раз. Ее разработали двое 24-летних пользователей, Макс Энтвисл (Max Entwistle) и Саймон Берджесс (Simon Burgess).
- Когда они учились в колледже SharkBite начала ежегодно приносить миллионы долларов. В результате Roblox стала для разработчиков трамплином в индустрию. Они основали собственную студию, не имея за плечами опыта в других компаниях.
- «Когда я окончил колледж, я бы просто не смог найти более высокооплачиваемую работу по сравнению с моим текущим доходом», — отметил Энтвисл.
- По словам коммерческого директора Roblox Крейга Донато (Craig Donato), в прошлом году компания выплатила разработчикам более $500 млн. Это огромная сумма. Однако лишь тысяча игр на платформе заработала за последние 12 месяцев свыше $30 тысяч.
Что делает Roblox для помощи молодым разработчикам?
- В ноябре сооснователь Roblox Дэвид Башуки (David Baszucki) заявил инвесторам, что безопасность пользователей — главный приоритет компании.
- Сейчас на платформе работают свыше двух тысяч модераторов, которые отсматривают загружаемый контент и вручную проверяют жалобы. По словам Донато, средства для обеспечения безопасности пользователей превосходят любые другие решения.
- Однако большинство этих инструментов направлены на борьбу с вредным контентом или неприемлемым поведением внутри Roblox. Они никак не защищают юных пользователей от эксплуатации или домогательств, с которыми они могут столкнуться во время совместной разработки.
- Герои вышеперечисленных историй отмечают, что им попросту некуда обратиться и сообщить о проблемах. На платформе нет специальных отделов для помощи разработчикам. Компания также не дает советов пользователям о том, как правильно вести себя при работе в команде и не стать жертвой финансового обмана или домогательств.
- Сама Roblox оправдывает это тем, что проблемы вроде выгорания, неподобающего поведения руководителей команды и эксплуатации выходят за рамки ее обязанностей.
- «У Roblox нет никаких трудовых отношениях с авторами, которые разрабатывают контент на платформе», — утверждает компания. Однако некоторые убеждены, что ориентированная на юных пользователей площадка должна лучше заботиться об их безопасности.
Комментарии
Ответить