О ситуации в Green Grey, зарплатах у российских разработчиков и серых схемах по переводу денег в страну, — в интервью с Сергеем Беляевым, сооснователем студии Infusion Games.

Сергей Беляев

Александр Семенов, главный редактор App2Top.ru: Давай расставим все точки над i. Студия Infusion Games была одной из компаний, в которую годом ранее вложилась Green Grey. Этим летом поползли слухи, что Green Grey «все», а студии «пошли по миру». Я правильно понимаю, что это, мягко говоря, не так?

Сергей Беляев, сооснователь Infusion Games: Все верно. Инвестиционный фонд Green Grey вложился в нашу студию в прошлом году. Помимо этого, он совершил еще несколько сделок в разные студии и стартапы.

Если говорить про слухи, то слово «мягко» тут слишком мягко звучит. Извините за тавтологию.

Тут стоит начать с базовых вводных. Green Grey имеет несколько основных бизнес-направлений: издательство, собственную разработку и инвестиционное. Есть и другие, но про них лучше расскажет Дима Морозов, основатель Green Grey, да и к слухам они не имеют отношения.

Из всех компаний, в которые инвестировал фонд Димы, в момент майских событий, о которых писал Forbes, под угрозой закрытия и сокращений оказалась лишь одна — самая молодая и на 100% базировавшаяся в России. Да и то, насколько мне известно, деятельность свою она продолжает, разработка ее проектов все еще ведется.

Если никто не закрылся, то откуда возникли слухи? Ты в тот момент был CTO Green Grey и, наверное, в курсе ситуации.

Сергей: После февральских событий все игровые компании, которые имели хоть какое-то отношение к России, в той или иной степени пострадали. Ситуация задела и инвестиционное направление Green Grey. Его банковские счета оказались заблокированы, поэтому продолжать выполнять свои обязательства оно больше не могло.

Произошло это очень неожиданно.

Студиям были озвучены эти новости, было сказано, что финансировать дальше их работу направление не может. Также владельцам было предложено подумать над вариантами выхода из сложившейся ситуации и вернуться с предложениями для обсуждений.

Насколько мне известно, только одна из студий, как раз та, о которой я говорил ранее, сообщила, что не намерена продолжать свою деятельность, будет закрываться и увольнять своих сотрудников. Остальные сообщили, что продолжат свою работу над проектами и планируют релизиться.

Что касается внутренней разработки Green Grey, то она продолжает свою работу. Но, конечно же, приоритеты по проектам сместились, ряд планов пришлось менять.

Например, над флагманским проектом работала аутсорс-студия. С марта стало практически невозможно продолжать с ней сотрудничать из-за проблем, связанных с банковскими ограничениями. В итоге на флагман перебросили сотрудников с другого проекта, что привело к временной заморозке последнего.

Также пришлось остановить массовый найм. Это повлекло пересмотр масштабирования ряда направлений — QA-отдела, Backend-платформы, R&D.

Но никаких массовых сокращений не было. За полгода ушли лишь несколько человек. Да и то по собственному желанию (из-за изменений для них не осталось полноценной работы).

С Green Grey все понятно. А в каком положении оказалась Infusion Games? Как отразилась ситуация с потерей финансирования на ней?

Сергей: Весной было сложно. Нам пришлось отложить старт разработки нового проекта и на короткий срок полностью остановить найм новых сотрудников.

Но уже к текущему моменту мы закрыли несколько небольших раундов инвестиций и разморозили найм. Сегодня мы не просто спокойно работаем, но еще и активно нанимаем людей.

Где сейчас находишься ты, а где команда?

Сергей: Лично я и еще один фаундер — Николай Шубин — находимся в Турции.

Что касается команды, то она у нас раскидана по всему миру — от Испании до Индии.

После февраля невозможно стало развивать европейскую компанию, находясь физически в России. Увы.

Большая часть команды получается у тебя уже не в России. Это из-за идеологических причин?

Сергей: Дело не только в идеологии. Традиционная для российского геймдева схема «разрабатываем за рубли — продаем за доллары» больше не работает.

Что с ней стало не так?

Сергей: Раньше в России были достаточно дешевые кадры. После значительного укрепления рубля стоимость сотрудников в валюте оказалась сильно завышенной.

Перегрев зарплат на рынке труда в прошлом году и так привел к ситуации, что стало выгоднее искать и нанимать людей в Европе. Сейчас же на фоне высокого курса рубля к доллару у компаний вообще пропал смысл держать в России сотрудников, ведь они стоят в разы дороже, чем на западе.

Учитывая сложности с переводом денег в Россию, а также репутационные риски, схема рушится полностью.

Неудивительно, что игровые компании стали массово уходить из России. Инвестировать в них из-за рубежа нельзя, просто деньги на зарплаты не переведешь, а сами зарплаты из небольших превратились в гигантские.

Ты говоришь, что деньги в Россию не перевести. Но а как же схемы, предусматривающие оформление компании в Армении, ОАЭ, а также Узбекистане или Казахстане? Из этих стран, вроде бы, пока переводы в Россию спокойно идут, как и из Турции.

Сергей: Как всегда, очень много «диванных аналитиков», рассказывающих, что все это легко делается.

Но когда начинаешь сам лично пытаться все это сделать, то сталкиваешься с огромным количеством проблем.

Например, открыть компанию где-либо в мире действительно до сих пор не составляет труда и не отнимает много времени. Однако открыть банковский счет для этой компании — серьезная проблема, если на руках только российский паспорт.

Не сомневаюсь, что есть удачные кейсы, и после февраля кому-то удалось это сделать. Но важно понимать: скорее всего, в каждом случае это требовало огромного количества сил и ресурсов.

Все известные мне удачные кейсы были осуществлены либо при наличии паспортов других государств (как вариант, ВНЖ), либо с помощью «серых схем» и номинальных директоров, либо при наличии открытых там компаний еще до «событий».

Помимо прочего, упускается самый главный момент: сегодня, чтобы доставить финансы из точки «А» в точку «Б» (Россию), нужно еще потратить достаточно много денег. Иногда десятки процентов от доставляемой суммы. В итоге встает вопрос: а стоит ли вообще идти на такие издержки?

Но ведь многие российские студии продолжают работать, платить деньги сотрудникам. Как это возможно?

Сергей: Причин у этого много. Есть хорошие, а есть не очень.

Какие-то студии имеют с юридической точки зрения хорошо проработанную структуру. Проще говоря, у них есть возможность заводить в Россию деньги через дочки в других государствах.

Какие-то компании могут себе позволить заводить деньги, прибегая к «серым схемам». Но у этого есть цена — высокий процент.

Какие-то компании все еще имеют доход в рублях. Это, например, касается аутсорса и тех компаний, чьи продукты ориентированы на внутренний рынок.

Кто-то имеет на счетах заранее полученные инвестиции и может продолжать разработку в полном объеме.

Кто-то находится под крылом гигантов вроде VK.

Однако большинство находящихся в России студий продолжают работу по остаточному принципу. Их руководство надеется найти инвестиции и закончить уже начатые проекты. Сотрудники в таких компаниях зачастую даже не подозревают, что денег на счетах хватит еще на 1-2 месяца, а потом всех уволят.

Как правило, инвестиций они не находят. Еженедельно кто-то закрывается и все больше разработчиков оказываются безработными.

То есть, по твоему мнению, значимая часть российского игрового IT, которая не зарабатывает в России, или пока живет на «подушке», или работает по «серым схемам»?

Сергей: В большинстве своем да. Очевидно, что есть исключения. Некоторые читатели могут возмутиться, мол, у них же это не так, но речь все же не про частные случаи, а про общий для индустрии тренд.

Сейчас все пытаются выжить. К сожалению, мало у кого это получается. На плаву, как правило, остаются те компании, которые быстрее и наиболее квалифицированно входят в режим кризисного управления и адаптируются быстрее конкурентов.

Ты сейчас пару раз упомянул, что часть компаний прибегает к «серым схемам». Можешь рассказать о самых популярных из них?

Сергей: Как говорится, деньги любят тишину. Никто не будет афишировать публично свои «серые схемы». Так что могу озвучить лишь то, о чем слышал от коллег.

Важно: мы сами не прибегаем к «серым схемам», не нарушаем законодательство ни одной из стран, а также никак не нарушаем санкционные требования к компаниям. Нам это попросту не нужно.

Самой популярной схемой в первые месяцы, пока было совсем ничего непонятно, а финансовые потоки у компаний резко остановились и нужно было что-то придумывать, был «завод» денег через «братские государства». Это работало так: компании платили посреднику из Евросоюза, а посредник уже переводил деньги в Россию. Комиссия у таких схем в первые месяцы доходила до 20%.

Слышал, что сейчас это стало дешевле, но доступнее ли…

Также часто слышал предложения переходить на крипту и платить вообще «в черную». Видимо, тоже очень популярная схема.

Любая из этих схем может очень плохо закончиться как для фаундеров, так и для компаний, поэтому я не рекомендую к ним прибегать.

Предположим, что «серые схемы» прикроют, «подушка» закончится. Что будет тогда с геймдевом в России?

Сергей: Мне кажется, что ответ очевиден и следует уже из самого вопроса. Более того, что с ним происходит уже видно по количеству откликов на вакансии.

Для примера: год назад нам за три месяца удалось найти всего около 50 кандидатов на должность 2D-художника. У каждого были огромные зарплатные ожидания.

Этим летом мы открыли еще несколько вакансий на эту должность. За месяц на них откликнулось почти 1000 человек с гораздо более низкими ожиданиями по зарплате.

Такая же ситуация и с другими позициями.

При этом количество самих вакансий в десятки (если не сотни) раз меньше, чем год назад.

Это все очень грустно и мне, как обычному человеку, совсем не хотелось бы, чтобы такое происходило в моей родной стране, но ситуация такая, и ее нужно принять.

Мой прогноз на ближайшие месяцы очень негативный: у оставшихся в России студий скоро окончательно закончатся деньги и они будут вынуждены закрыться.

Ты чуть раньше сказал, что российские разработчики сегодня дороже западных. Это вообще как? Понятно, что сильный рубль, что рынок был нагрет, но не до такой же степени.

Сергей: Нет, Саша, именно до такой.

Смотри, год назад Unity-разработчики уровня Senior воротили носом от офферов в 350 тысяч рублей на руки, требовали больше.

Про социальный пакет даже и говорить не стоит: всем подавай абонемент в мишленовский ресторан и тайскую массажистку на рабочее место. Шутка, конечно, но смысл, думаю, понятен.

Учитывая все налоги, отчисления и прочие расходы, сотрудник мог выйти, грубо говоря, в 700 тысяч рублей минимум.

Когда за доллар стали давать 52 рубля, внезапно выяснилось, что подобный специалист обходится в $13500 в месяц. Это уже за гранью конкуренции с любым западным специалистом..

И на международном рынке они не стоят тех денег, которые еще недавно за них были готовы платить в России?

Сергей: Да, именно так.

Те, кто понимает ситуацию, уже снизили свои запросы до вполне себе рыночных, и смогли найти работу в столь нестабильный период.

Знаю тех, кто релоцировался, также очень сильно снизив зарплатные ожидания относительно прошлых. Парадокс в том, что они стали жить гораздо лучше, нежели раньше.

Но это ведь понимают не все.

Сергей: Пока далеко не все.

Мы много собеседовали тех, кто уже три месяца не может найти работу, но при этом не хочет снижать свои зарплатные ожидания.

Сейчас особенно сложно «джунам» и «мидлам».

Первые пришли в геймдев, услышав на различных курсах про огромные зарплаты в отрасли. Мы до сих пор сталкиваемся с «джунами», которые просят от 120 тысяч на руки (по сегодняшнему курсу, это, между прочим, $2000). Найдут ли они работу? Не думаю.

Что касается «мидлов», то на их зарплату сегодня стали соглашаются «сеньоры». Последние буквально наводнили рынок труда.

Кстати, у тебя же максимально распределенная команда. Как сильно поменялся их уровень комфорта после выезда из России за рубеж?

Сергей: Грустно это говорить, но он очень сильно вырос. Цены в России растут, зарплаты падают, качество продуктов только ухудшается. Тут такого нет.

Для примера, я живу в очень дорогом месте Турции. Даже тут очень плотно пообедать в заведении на двоих стоит максимум 1000-1500 рублей.

Последний вопрос — про выплату зарплаты в крипте. Многие ли игровые компании, которые ушли из России, внедряют эту практику? И готовы ли к этому разработчики?

Сергей: Важно понять, что в целом немногие игровые компании в мире юридически могут оперировать криптой.

Что касается России, то официально завести крипту в ООО у нас нельзя. Юридическим лицам запрещено ею оперировать.

При этом разработчики, насколько я знаю, готовы принимать оплату в крипте. Правда, не от хорошей жизни. Учитывая, что рабочих мест в стране становится все меньше, у них зачастую попросту не остается выбора.


Подписывайтесь на App2Top.ru в Telegram и во «ВКонтакте»

Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на [email protected]

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.