Продолжаем вместе с топ-менеджерами и экспертами игровой индустрии (и смежных с ней) подводить итоги 2020-го. На очереди интервью с Владиславом Архиповым, советником российской практики Dentons в области интеллектуальной собственности и профессором СПбГУ.
Владислав Архипов
Какие законы и разбирательства были стоящими внимания в этом году?
Во-первых, отмечу Федеральный закон «О персональных данных». Он в целом не поменялся, если не считать пары правил, касающихся обработки персональных данных в рамках экспериментального правового режима в Москве. Но он по-прежнему порождает много вопросов и среди представителей игровой индустрии. Отмечу: внимание к защите персональных данных — и со стороны игровых компаний — растет, как и потребность в понимании того, какие стратегии и подходы следует выбирать для снижения юридических рисков.
Во-вторых, в самом конце 2019 года вступили в силу поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Они установили специальную ответственность за нарушение требования о локализации обработки персональных данных российских граждан [Согласно законодательству РФ, данные о пользователях страны должны храниться на отечественных серверах. В том случае, если локально они расположены где-то еще, то государство начинает выписывать штрафы. — Прим.ред.]. Теперь ответственность подразумевает штраф до 6 млн рублей за первое нарушение и до 18 млн рублей – за повторное. И в феврале 2020-го первые подобны штрафы уже были наложены.
В остальном в этом направлении практики по-прежнему актуальны известные вещи, касающиеся разных регуляторных обязательств, а также особых требований по контенту (как в части толкования критериев «запрещенной информации» в Интернете, так и в области защиты детей).
На мировом уровне, конечно, постоянно возникают задачи по GDPR, который актуален и для неевропейских юрисдикций в силу правил об экстерриториальном применении.
Что касается конкретных разбирательств, то коллеги из Semenov&Pevzner опубликовали два развернутых документа, посвященных им (первый, второй).
Сейчас готовится обзор практики Суда по интеллектуальным правам по вопросам права интеллектуальной собственности в отношении программ для ЭВМ и баз данных. Для IT и интернет-индустрии будет важен ход дела «ВКонтакте» и «Дабл» [Последняя без ведома социальной сети собирала открытые данные ее пользователей, чтобы для банков проводить оценку их кредитоспособности. «ВКонтакте» требует удаление софта «Дабл». — Прим.ред.], но какие-либо события в нем – это уже дело 2021 года.
Что касается мировой практики, то во всем мире, пожалуй, в первую очередь следили и продолжают следить за тяжбой Epic Games и Apple, а также за противостоянием Google и Oracle. Первое, пожалуй, всем известно. В центре второго – довольно сложная история с вопросом о том, применяется ли правило о «fair use» к API, охраняется ли авторским правом структура, организация и последовательность компьютерной программы.
Каких законодательных инициатив ждешь от следующего года?
В идеале хотелось бы ожидать таких законодательных инициатив, которые будут направлены на устранение формальной неопределенности отдельных норм, а для игровой индустрии – направленных на ее поддержку.
Из направлений в близкой мне области, полагаю, можем ожидать отдельных изменений в области персональных данных. Насколько я понимаю, сейчас ведется работа по созданию условий для оборота больших пользовательских данных. Возможно, усиление ответственности.
Также активнее становится нормотворческая деятельность в области правовых основ для внедрения технологий искусственного интеллекта.
Еще стоит ожидать развития законодательства в области экспериментальных правовых режимов, в рамках которых возможно локальное «ослабление» отдельных требований для целей развития инновационной отрасли. Вероятно, что-то может оказаться полезным и для игровой индустрии.
Какие игровые релизы тебя заинтересовали?
Обычно я играю с опозданием. Очень редко получается сыграть во что-то актуальное. Из «больших» игр в этом году летом прошел третьего «Ведьмака» с дополнениями. Конечно, это шедевр.
Открытиями года для меня стали Caves of Qud (признаюсь, так искренне играми я не восхищался уже очень давно) и No Man’s Sky после выпуска последнего обновления (игра очаровала степенью свободы, масштабами и процедурной генерацией всего).
Из многопользовательских игр я последнее время играю только в Magic: The Gathering Arena. В MTG играю со школьных лет, а в этом году удалось взять ранг Mythic в трех сезонах. Если хорошо знаешь механику и карты, то в Magic очень удобно играть короткими сессиями (матч может длиться всего лишь 5-10 минут), что подходит для напряженного рабочего года.
Сейчас в редкое свободное время изучаю «историю» – прохожу Wizardry 6. В планах пройти одной партией седьмую и восьмую части, а потом, наверное, переключиться на что-то более современное — Assassin’s Creed: Valhalla.
Комментарии
Ответить