Юридическая компания Semenov&Pevzner подготовила глобальный отчет по правовым конфликтам в игровой индустрии за последние полгода.

Обзор подготовили Ирина Гущина, старший юрист Semenov&Pevzner, Юлия Лазарева, юрист Semenov&Pevzner и Дарья Перцева, младший юрист Semenov&Pevzner.

Ирина Гущина, Юлия Лазарева и Дарья Перцева 

Отчет поделен на восемь частей:

  • авторское право;
  • товарные знаки;
  • патентные права;
  • персональные данные;
  • азартные игры;
  • искусственный интеллект;
  • нарушения свободы конкуренции;
  • иное.

Предыдущий обзор (январь — июнь 2024) можно найти здесь.

Авторское право

1. Создатель Charlie the Unicorn обвинил Warner Bros. в использовании его работы в рекламе MultiVersus без разрешения

Charlie the Unicorn — серия веб-мультфильмов о единороге по имени Чарли, ставшая вирусной в начале 2000-х.

В декабре 2024 года аудиодорожка из мультфильмов была использована в рекламе MultiVersus, после чего Джейсон Стил (Jason Steele), автор Charlie the Unicorn, обвинил Warner Bros. в нарушении авторских прав.

Ролик, опубликованный в социальных сетях, демонстрировал облик Рейндога в виде единорога и был подписан: «Мы отправляемся в Конфетное королевство, чтобы получить новую версию единорога, Чарли!». К ролику прилагалось видео с тремя собаками-единорогами — точно такими же, как и три единорога в видео Стила.

Но до суда дело не дошло. MultiVersus обошлась малой кровью, удалив твит.

2. Nintendo подала иски против Switch-пиратов за «значительный и непоправимый ущерб»

Компания Nintendo of America подала иски против Райана Дели (Ryan Daly) из Modded Hardware (сайт, на котором продавались модифицированные консоли, пиратские игры и мод-чипы) и Джеймса Уильямса (James Williams), ведущего модератора сообщества SwitchPirates на Reddit, и обвинила их в нарушении авторских прав путем продажи «устройств для обхода защиты».

В иске указано, что продажа и распространение ответчиками «устройств обхода цензуры, взломанных консолей и услуг обхода цензуры» нанесли «существенный и непоправимый вред» Nintendo.

Интересно, что Nintendo выдала приказ о прекращении незаконной деятельности ответчикам еще в марте 2024 года, заявив, что они «публично хвастались тем, что являются пиратами и планируют платить Nintendo 50 долларов США за игру».

3. Nintendo подала в суд на стримера за трансляцию десяти игр до их выхода

Компания обвинила стримера Джесси Кейгина (Jesse Keighin) в стриминге пиратских версий игр до их официального запуска. Согласно представленным документам, Кайгин провел более 50-ти пиратских стримов на последние два года. «Украдены» были, в частности, Mario & Luigi: Brothership и The Legend of Zelda: Echoes of Wisdom.

Nintendo заявила, что для борьбы с несанкционированным распространением игрового контента были направлены десятки уведомлений об удалении по DMCA с требованием заблокировать стримы Кейгина. Из-за многочисленных страйков платформы YouTube и Twitch закрыли каналы нарушителя, но Nintendo заявляет, что геймер продолжал «показывать нос» компании и закону DCMA.

Nintendo требует 152,5 тысяч долларов США в качестве компенсации за предполагаемые нарушения.

4. Композитор Sonic подал в суд за нарушение Sega авторских прав

Джонни Джиоэли (Johnny Gioeli), известный своим участием в группе Crush 40, подал иск против Sega за незаконное использование трека Live & Learn.

Трек был написан в 2001 году для игры Sonic Adventure 2. Согласно условиям контракта, авторские права принадлежат обеим сторонам. Однако в 2021 году музыкальное произведение «засветилось» в игре в Monster Hunter Rise от Capcom в нарушение соглашений.

Что примечательно, другие компании напрямую обращаются к Джиоэли для использования знаменитого саундтрека. Например, Paramount официально приобрела права на музыкальное произведение для фильма «Соник 3 в кино» у музыканта, а не у Sega.

Теперь истец требует выплатить ему 500 тысяч долларов США в счет невыплаченных роялти и прочих отчислений.

5. Писатель подал в суд на Bungie за кражу его историй для сюжета Destiny 2

Автор Мэтью Келси Мартинео (Matthew Kelsey Martineau), также известный под псевдонимом Каспер Коул (Caspar Cole), подал иск против Bungie, обвинив студию в нарушении авторских прав.

По его утверждению, сюжет Destiny 2 был скопирован непосредственно с его произведений, опубликованных в сети в 2013-2014 годах.

В частности, и там, и там фигурирует воинственная фракция под названием Красный Легион. Причем история становления и мотивы лидеров двух Легионов «почти идентичны», — оба были изгоями общества, их поддерживали наставники-изгнанники, а во время основных событий оба хотели захватить важный объект на орбите Земли.

Кроме того, по словам писателя, главный антагонист его истории и злодей Destiny 2 имеют схожие цели и предыстории. Согласно содержанию иска, Bungie «умышленно и намеренно» совершила нарушение, что привело к «существенному, немедленному и непоправимому ущербу, для которого нет адекватного правового средства».

«Красный Легион является основой всей сюжетной линии, которая разворачивается в Destiny 2», — указано в иске. «Хотя Destiny 2 предлагает захватывающий игровой сюжет, который держит игроков в напряжении, игра основана непосредственно на исходной работе истца».

Так, Мартинео требует, чтобы Bungie прекратила распространение материалов, «существенно схожих с Destiny 2», а также предоставила отчеты обо всех продажах продукции или услуг, которые нарушают его права.

Кроме того, истец добивается возмещения убытков за нарушение авторских прав и требует судебного разбирательства с участием присяжных.

6. The Pokémon Company выиграла иск на $15 млн против китайской копии Pokémon

Еще в декабре 2021 года компанией The Pokémon Company был подан иск против шести китайских компаний, участвовавших в разработке и издании игры Pocket Monster Reissue (также известной как Koudaiyaoguai Fuke).

Согласно материалам The South China Morning Post, пиратская игра ежегодно зарабатывала более 42 млн долларов США.

Срединный народный суд города Шэньчжэня постановил, что в Pocket Monster Reissue были незаконно использованы персонажи Эш Кетчум и Пикачу, и присудил выплатить истцу компенсацию в размере более 15 млн долларов США.

7. Koei Tecmo урегулировала спор об авторских правах с Youzu во внесудебном порядке

В предыдущем обзоре мы уже подробно рассказывали о развитии конфликта Koei Tecmo и Youzu.

Напомним, что 8 апреля 2024 года компания Koei Tecmo Games, разработчик игр Dynasty Warriors и Attack on Titan 2, объявила о том, что подала иск против сингапурского филиала китайского разработчика игр Youzu за злостное нарушение авторских прав.

В иске утверждается, что Youzu неоднократно использовали музыку, изображения, игровые ассеты и другие объекты из серий Nobunaga’s Ambition и Taiko Risshiden от Koei Tecmo в рекламе своих мобильных игр.

Кроме того, ответчиком использовалось также название Koei Tecmo Games, что создавало ложное впечатление о причастности японского разработчика к созданию продукта.

К счастью, стороны смогли прийти к компромиссу. Ответчик признал нарушение и принес публичные извинения.

«В ходе урегулирования мы достигли соглашения и определили меры, направленные на предотвращение дальнейших нарушений в будущем. Мы посчитали, что условия соглашения соответствуют политике нашей компании по защите прав интеллектуальной собственности» — пишут источники Koei Tecmo Games.

8. Nintendo обвинили в неправильном приписывании заслуг внешним разработчикам

Истцы-переводчики утверждают, что Nintendo не указала их работу над такими играми, как Paper Mario: The Thousand Year Door, Animal Crossing: New Horizons и The Legend of Zelda: Breath of the Wild.

По их словам, у Nintendo есть политика не указывать имена переводчиков из внешних агентств в титрах игры, а сами внешние переводчики были обязаны подписывать соглашения о неразглашении, которые запрещали им рассказывать о своей работе над проектами компании.

«В таких играх, как Animal Crossing или Breath of the Wild, вы не обратите внимание, что 15-20 переводчиков не указаны в титрах, так как есть другие имена внутренних переводчиков».

9. Суд ЕС разрешил модификации для PlayStation

В октябре 2024 года Sony подала иск против Datel (компании-разработчика программного обеспечения), обвинив ее в нарушении авторских прав. Datel разработала устройство, которое не только улучшило функциональность консоли PlayStation, но и позволило использовать читы в MotorStorm.

Суд ЕС вынес решение в пользу Datel, заявив, что вмешательство читов происходит не в исходный код игры, а в память самой консоли. И поскольку изменение не затрагивает оригинальный программный код, оно не нарушает европейское законодательство в сфере авторских прав.

Такой исход стал большим ударом для Sony, чья многомиллиардная корпорация оказалась бессильной перед решением суда, а дискуссия о правомерности читов получила новый виток развития.

10. Создатели Genshin Impact одержали победу над читерами

Ранее мы вам рассказывали о том, что группа хакеров создала, продала и распространила чит-инструменты Genshin Impact, которые дают игрокам внутриигровые преимущества (модификацию к атаке, неограниченную выносливость, телепортацию и непобедимость).

В иске HoYoverse обвинила создателей читов в нарушении авторских прав, указала на значительный репутационный и финансовый ущерб.

И вот – победа! Канадский суд запретил нарушителям распространять свои программы и предписал выплатить правообладателю в качестве компенсации 1,5 млн канадских долларов или 1,05 млн долларов США.

Товарные знаки

1. Кинокомпания Stellarblade подала в суд на Sony и разработчиков Stellar Blade

Луизианская кинокомпания Stellarblade подала в суд на авторов постапокалиптического экшена Stellar Blade из южнокорейской студии Shift Up и издателя игры Sony Interactive Entertainment из-за названия боевика.

Владелец Stellarblade Гриффит Чамберс Мехаффи (Griffith Chambers Mehaffey) утверждает, что домен stellarblade.com принадлежит ему с 2006 года, а сама компания существует с 2010 года.

По мнению истца, с учетом «многолетнего и публичного использования» Stellarblade трудно представить ситуацию, в которой Shift Up и Sony не могли знать о товарном знаке Мехаффи, когда регистрировали свое обозначение.

«Мы верим в честную конкуренцию, но, когда крупные компании пренебрегают установленными правами малого бизнеса, наша обязанность — защитить свой бренд. Используя обширные ресурсы ответчики фактически монополизировали результаты онлайн-поиска по запросу Stellarblade, обрекая многолетний бизнес мистера Мехаффи на цифровое забвение и угрожая его средствам к существованию», — заявляет представитель истца.

Так, Stellarblade требует от Shift Up и Sony прекратить использовать название Stellar Blade и уничтожить все нарушающие товарный знак материалы. Мехаффи также нацелен получить денежную компенсацию за нанесенный его компании ущерб.

2. Roblox удалось урегулировать судебный процесс против производителя игрушек

В 2022 году Roblox подал в суд на WowWee, производителя игрушек, утверждая, что компания выпустила линейку кукол на основе аватаров игроков в ролевой игру My Avatars: RP без соответствующего разрешения. Тем самым WowWee нарушали авторские права и права на товарные знаки Roblox.

Компания WowWee отрицала обвинения, заявив, что у Roblox нет авторских прав и прав на товарные знаки, а значит, что игрушки не будут вводить потребителей в заблуждение.

В ноябре 2024 года компании заявили, что урегулировали судебное разбирательство конфиденциальным соглашением.

3. Судебный спор вокруг товарного знака «Gemini» между компаниями Google и Gemini Data

В сентябре 2024 года Gemini Data, небольшая компания из Сан-Франциско, занимающаяся разработкой искусственного интеллекта, подала иск на Google и заявила о нарушении прав на товарный знак Gemini и недобросовестной конкуренции.

В иске указано, что Google нарушили права на товарный знак, присвоив себе название Gemini для бренда системы искусственного интеллекта. Gemini Data заявили, что использование такого названия запутает потребителей.

Примечательно, что в 2023 году Google запустила платформу генеративного искусственного интеллекта Bard, а уже в феврале 2024 года было принято решение переименовать систему в Gemini.

Стоит отметить, что Gemini Data является правообладателем товарного знака Gemini в том числе в отношении разработок программного обеспечения.

В иске также отмечено, что Google ранее было отказано в регистрации такого товарного знака из-за вероятной путаницы с товарными знаками Gemini Data.

3. Патентные права

1. Nintendo подала иск против Palworld за нарушение трёх патентов

Компания Pocketpair в 2024 году выпустила игру Palworld. Игра сразу обрела бешеную популярность: за первый месяц после релиза было продано более 12 млн копий.

Персонажи и некоторые механики игры очень напоминают механики игры про покемонов, правами на которые владеет Nintendo. Разумеется, Nintendo не оставила Palworld без внимания и в сентябре 2024 года подала иск о нарушении патентных прав.

В основе иска лежит три патента на игровые механики по захвату цифровых существ и возможности ездить на них. Интересно, что все три патента были поданы на регистрацию уже после релиза Palworld. Но все они относятся к «родительскому» патенту, поданному на регистрацию со стороны Nintendo и The Pokémon Company еще в декабре 2021 года, что позволяет свободно их использовать для обоснования иска.

Pocketpair планируют активно отстаивать свою позицию в этом споре.

2. Sega подала иск против разработчика Memento Mori за незаконное использование патентов

Спустя месяц после подачи иска Nintendo против Palworld компания Sega Corporation подала очень похожий иск. Суть претензии в том, что японский разработчик Bank of Innovation в своих играх Memento Mori и Genjuu Keiyaku Cryptract нарушает пять патентов, принадлежащих Sega.

Все пять патентов зарегистрированы в Японии. Учитывая, что патенты описывают очень популярные гача-механики, дело привлекает большое внимание. Если Sega докажет нарушение, то под прицелом могут оказаться многие другие разработчики гача-игр.

Ранее обе компании вели досудебные переговоры, но не достигли соглашения, и Sega обратилась в суд. В иске требуется прекратить нарушение и выплатить 1 млрд йен (примерно 6,6 млн долларов США).

Bank of Innovation заявил, что не считает, что его игры нарушают права Sega.

3. IBM выиграла иск против Zynga на сумму $44,9 млн за нарушение патентов

Еще в 2022 году компания IBM подала в суд на компанию Zynga. Иск касался того, что Zynga в своих играх нарушает патенты, которые IBM разработала для своего интернет-сервиса Prodigy в конце 1980-х годов. Параллельно с этим IBM подала аналогичные иски против других компаний, включая Chewy, Rakuten и Groupon.

В сентябре 2024 года суд установил, что игры Zynga, в том числе Farmville, нарушают два патента IBM. Размер ущерба был оценен в 44,9 млн долларов США.

В октябре Zynga обратилась в суд за пересмотром решения, а в декабре стороны подписали мировое соглашение, чем завершили спор.

4. IBM отозвала свой иск против Take-Two Interactive

В продолжение исков против Zynga, Chewy, Rakuten и Groupon, компания IBM в сентябре 2024 года подала иск против игрового разработчика Take-Two. Предметом иска были те же самые патенты, связанные с веб-рекламой, виртуальными мирами и аутентификацией пользователей. Нарушение было связано с работой игрового лаунчера Take-Two и игр NBA 2K, Grand Theft Auto и Red Dead Redemption.

Компании пришли к внесудебному соглашению и в конце года совместно уведомили суд об отзыве иска.

Персональные данные

1. Ubisoft обвиняют в нарушении конфиденциальности игроков

Два игрока из США предъявили иск к компании Ubisoft из-за нарушения законодательства о персональных данных.

Сайт Ubisoft позволяет входить в систему через учетные записи соцсетей. Но при входе в учетную запись Facebook* персональные данные пользователей фиксируются инструментом отслеживания Pixel компании Meta Platforms** и передаются в Meta**. Как указывается в иске, из-за этого персональные данные пользователей «раскрываются любому человеку с обычными техническими навыками».

Истцы отмечают, что Pixel не может быть размещен на стороннем веб-сайте без сотрудничества владельца веб-сайта, в данном случае Ubisoft. Но Ubisoft не получает согласие от пользователей на обработку их персональных данных посредством Pixel.

Требование истцов — возместить ущерб всем пострадавшим, удалить Pixel с веб-сайта Ubisoft либо запросить (и получить) прямое согласие пользователей на использование Pixel. Кроме этого, они требуют, чтобы Ubisoft принимала дополнительные меры для анонимизации данных о пользователях.

* Соцсеть признана в России экстремистской.
** Деятельность организации запрещена в России.

2. Против CD Projekt подали коллективный иск из-за возможного предоставления данных о действиях и предпочтениях игроков без их согласия

Группа истцов из США подала коллективный иск против цифровой платформы дистрибуции видеоигр GOG.com, которая принадлежит компании CD Projekt.

Нарушение касается Закона США «О конфиденциальности видео» (VPPA). Этот закон изначально был нацелен на сервисы по продаже и аренде видеокассет, но со временем был расширен на видео-, аудио- и игровые онлайн-площадки. Он запрещает компаниям делиться данными о действиях и предпочтениях клиентов без их согласия.

3. Сделаны первые 600 000 выплат от Epic Games в связи с нарушением на 520 миллионов долларов

Федеральная торговая комиссия США начала процесс возмещения средств потребителям, пострадавшим от действий Epic Games. Еще в декабре 2022 года было установлено, что в своих играх Epic Games незаконно обрабатывают персональные данные детей (компенсация за это составила 275 млн долларов США) и использует внутриигровые особенности дизайна, которые побуждают игроков совершать непреднамеренные покупки (компенсация за это составила 245 млн долларов США).

Количество потребителей, имеющих право на возмещение — более 37 млн человек. Пока отправлена только первая часть переводов, состоящая из 629 344 платежей. Средний платеж по примерным оценкам составляет 114 долларов США.

Азартные игры

1. Реклама игры Golf Clash от EA вводит пользователей в заблуждение в части раскрытия информации о лутбоксах

К такому выводу пришло Управление по рекламным стандартам Великобритании по причине того, что рекламные материалы разработчика содержали утверждение «Включает необязательные внутриигровые покупки (в том числе случайные предметы)», набранное при этом светло-серым шрифтом и исчезавшее по истечении нескольких секунд. Управление решило, что наличие лутбоксов не было достаточно очевидным для пользователей.

В итоге разработчика обязали удалить рекламу.

Интересно, что ЕА наступает на одни и те же грабли не в первый раз и ранее ей уже предъявляли требования удалить рекламу, не содержащей дисклеймер о лутбоксах (причем дело касалось все той же игры Golf Clash). Но тогда разработчик заявил, что нарушение стало следствием случайной человеческой ошибки (что, видимо, не соответствовало действительности ввиду повторения нарушения).

2. Австрийский суд решил, что паки FIFA Ultimate Team не являются азартными играми

Но не все для Electronic Arts складывается так пессимистично. Компания выиграла ключевое судебное дело в Австрии по вопросу о том, следует ли классифицировать лутбоксы как азартные игры.

Высший региональный суд Вены постановил, что лутбоксы в FIFA 23 не квалифицируются как азартные игры, поскольку игроки приобретали FIFA Ultimate Team не с целью получения прибыли, а исключительно для использования в игре.

Суд также уточнил, что указанные паки следует рассматривать как часть FIFA, игры, основанной на мастерстве, а не на удаче, что отделяет ее от азартных игр.

Данное решение действительно имеет большое значение для EA, поскольку ранее один из малых судов в стране постановил обратное — он посчитал наборы с футболистами формой азартных игр.

3. 90% мобильных игр с лутбоксами нарушают закон о рекламе в Великобритании

По подсчетам ВВС, в Великобритании только некоторые игры с лутбоксами в Google Play продвигаются с упоминанием наличия механики лутбоксов. Остальные нарушают требования закона о рекламе. Примечательно, что игра MONOPOLY GO! (компания Scopely) не имеет указания на механику лутбоксов.

Управление по рекламным стандартам (ASA) утверждает, что старается отслеживать нарушителей. Оно может запретить рекламу, где нет пометки о лутбоксах. Ранее ASA обязало Electronic Arts удалить посты в социальных сетях с рекламой Golf Clash. Запрещены были показы реклам игр 8 Ball Pool и RuneScape.

4. Платные лутбоксы получили рейтинг «М» в Австралии

Новые правила классификации вступили в силу 22 сентября 2024 года. Теперь игры, в которых предусмотрены внутриигровые покупки с элементом случайности, должны иметь минимальную классификацию М, что означает, что игра не рекомендуется для детей младше 15 лет.

Классификация М является рекомендательной, то есть продажа и распространение таких игр детям младше 15 лет не запрещена. Также, новая классификация коснется только новых игр. Игры, получившие рейтинг до вступления в силу закона, не будут переоцениваться.

Искусственный интеллект

1. Создатель контента подал иск в суд против NVIDIA

NVIDIA запустила проект Cosmos для поддержки различных приложений, в том числе для генератора 3D-мира Omniverse и технологии для автономных транспортных средств.

Для обучения моделей искусственного интеллекта в проекте использовались видеоданные, в том числе различные ролики с YouTube и Netflix, которые защищены авторским правом. В августе 2024 года один из создателей контента на YouTube подал иск против NVIDIA с требованием выплатить компенсацию в размере 5 млн долларов США.

В свою очередь NVIDIA заявила, что уважает авторские права, но считает, что законы поощряют черпать идеи из общедоступных источников и создавать новые, трансформируемые произведения.

2. Медиакомпании Dow Jones&Co. и New York Post подала иск против Perplexity, компании, занимающейся разработкой искусственного интеллекта

В конце октября 2024 года компании Dow Jones&Co. (издательство Wall Street Journal) и New York Post подали федеральный иск против Perplexity, компании, занимающейся разработкой искусственного интеллекта. Они заявили, что Perplexity незаконно копирует произведения издателей, защищенные авторских правом, что приводит к потере клиентов и доходов.

Медиакомпании обвиняют Perplexity в умышленном копировании большого количества контента, защищенного авторским правом, без какой-либо компенсации, а также в том, что компания представляет переработанный материал как прямую замену оригинальному источнику.

Perplexity утверждает, что факты, указанные в иске, вводят в заблуждение. Примеры перепечатанных результатов явно искажают источник материала. Компания также заявила, что ее система не предназначена для повторного воспроизведения полного текста статей, который можно получить напрямую в другом месте.

Отметим, что, по подсчетам Perplexity, медиакомпании подали около тридцати исков против производителей инструментов генеративного искусственного интеллекта. New York Times направили Perplexity уведомление о нарушении их авторских прав и прекращении использования их контента.

Тем не менее Perplexity заключила программы распределения доходов с некоторыми издательствами, например, Time, Fortune и Der Spiegel.

3. Программисты против разработчиков искусственного интеллекта

В 2022 году программистами был подан иск против OpenAl, GitHub и Microsoft, в котором утверждалось, что компании использовали созданный человеком код для обучения новой модели искусственного интеллекта.

Программисты потребовали компенсацию в размере 1 млрд долларов США, утверждая, что GitHub Copilot воспроизводил их код, тем самым нарушив Закон об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA).

Суд отклонил их иск. Программисты не сдались и изменили свою позицию. Они утверждали, что функция обнаружения дубликатов GutHub Capilot, которая обнаруживает и предотвращает копирование созданного человеком кода, может быть отключена. По их мнению, это позволяет пользователям получать доступ к защищенному авторским правом контенту, что нарушает их права.

Наконец, в июле 2024 года суд сделал вывод, что сгенерированный искусственным интеллектом код не был существенно похож на код, созданный человеком, а значит, нарушения авторских прав не было, и вынес решение в пользу OpenAl, GitHub Copilot и Microsoft

4. Суд в Германии вынес первое решение по искусственному интеллекту и авторскому праву

В сентябре суд в Гамбурге рассмотрел дело, в котором фотограф подал иск в суд на некоммерческую организацию, которая использовала его фото для обучения искусственного интеллекта.

Суд вынес решение в пользу организации и сделал вывод, что использовать фотографии для обучения искусственного интеллекта законно. Дело в том, что в Германии есть исключения из закона, которые позволяют использовать фотографии для научных исследований. По мнению суда, обучение ИИ соответствует научной цели. Однако, если на сайте с фотографиями разместить предупреждение о запрете их использования для обучения искусственного интеллекта, то такое предупреждение будет обладать юридической силой.

5. Alcon Entertainmen подала иск против Tesla и Илона Маска из-за прав на «Бегущий по лезвию 2049»

Компания Alcon Entertainment (фильм «Бегущий по лезвию 2049») подала в суд на Tesla, ее генерального директора Илона Маска (Elon Mask) и Warner Bros. Discovery.

Alcon заявляют, что Маск во время презентации Tesla Robotaxi использовал сгенерированные искусственным интеллектом изображения, которые похожи на кадры из «Бегущий по лезвию 2049». Также, он сравнивал электромобиль Tesla с культовым летающим автомобилем из франшизы.

Примечательно, что перед презентацией Илон Маск пытался получить разрешение на использование изображений. Получив отказ, он воспользовался изображениями, созданными с помощью искусственного интеллекта. Alcon Entertainment объяснили свой отказ публичными заявлениями Илона Маска, которые могли навредить репутации франшизы.

Нарушения свободы конкуренции

1. Steam обвиняется в эксплуатации разработчиков и издателей

Еще в 2021 году две студии Wolfire Studios и Dark Catt Studios независимо друг от друга подали иски против компании Valve. По утверждению студий, у Steam слишком высокая комиссия в 30% для разработчиков, и что Valve использует свое доминирующее положение для «эксплуатации издателей и потребителей».

В июле 2022 года оба иска были объединены в один. А осенью 2024 года этот иск стал коллективным. Это означает, что он применим к любым разработчикам, издателям или лицам, которые заплатили Valve 30% комиссию в связи с продажей игры на Steam после 28 января 2017 года.

Будем следить, как суд разрешит вопрос о том, где грань между правами разработчиков и доходом Valve от их вклада в платформу Steam.

2. Google против южнокорейских игровых компаний: был ли подкуп?

В октябре 2024 года Korea Mobile Game Association инициировала коллективный иск против Google и Apple и призвала южнокорейские игровые компании присоединиться к нему. Сам иск был связан с монополией на рынке мобильных сторов. Спустя несколько месяцев некоторые компании заявили, что Google уговаривает разработчиков отказаться от участия в суде.

По словам Korea Game Users Association, Korea Game Consumers Association и Citizens’ Coalition for Economic Justice, Google предлагает игровым компаниям определенные привилегии, например, больше рекламы в Google Play. Информации о согласии на такую сделку нет, к иску присоединились 45 игровых компаний.

В иске истцы указывают, что Apple и Google завышают сборы с разработчиков. По приблизительным оценкам, за 2020–2023 годы корпорации нанесли мобильным разработчикам ущерб из-за взятия комиссии на сумму свыше 6,3 млрд долларов США.

В 2021 году по требованию властей Южной Кореи платформа разрешила разработчикам использовать сторонние платежные системы и снизила комиссию с 30% до 26%. Но позже появилась информация о том, что Google оказывал давление на разработчиков и вынуждает пользоваться их платежной системой.

3. Microsoft удалось урегулировать иск геймеров по делу о покупке Activision Blizzard

Сделка между Microsoft и Activision Blizzard о покупке Activision Blizzard за 69 млрд долларов США, состоявшаяся в октябре 2023 года (спустя 20 месяцев после объявления о сделке), вызвала волну критики. Эту сделку пытались оспорить Федеральная торговая комиссия и другие международные регулирующие органы.

Геймеры также не остались в стороне. В конце 2022 года они подали первый иск, утверждая, что сделка приведет к монополии и позволит Microsoft завышать цены и сокращать выбор игр. В удовлетворении иска было отказано за недостатком доказательств. В апреле 2023 года геймеры представили обновленный иск с внутренними документами от Sony.

В октябре 2024 года стороны смогли заключить соглашение, условия которого не оглашаются. Известно, что дело было закрыто с условием, что оно не может быть возобновлено в будущем.

4. Google запретили заключать эксклюзивные сделки с разработчиками и обязали пустить в Google Play конкурентов

В октябре 2024 года суд вынес окончательное решение по делу Epic Games v. Google и признал Google монополистом на рынке приложений для Android-устройств.

С 1 ноября 2024 года решение вступило в силу и теперь Google обязан:

  • давать возможность конкурирующим магазинам приложений распространяться в Google Play, давать ссылки на загрузку приложений не из Google Play;
  • прекратить требовать от разработчиков использование платежной системы Google, разрешить разработчикам рассказывать об альтернативных способах оплаты;
  • прекратить предлагать деньги или льготы разработчикам приложений за эксклюзивный релиз в Google Play, а производителям Android-устройств – за предустановку Google Play;
  • прекратить делиться доходами от приложений с теми, кто занимается распространением приложений.

Решение суда будет действовать в течение трех лет — до 1 ноября 2027 года. Google подал апелляцию.

5. В Великобритании проведено предварительное расследование о доминировании Apple и Google на рынке мобильных приложений

Управление по конкуренции и рынкам Великобритании опубликовало свои предварительные выводы относительно мобильных экосистем Apple и Google. По результатам предварительного исследования, обе компании имеют «эффективную дуополию на мобильные экосистемы, включая операционные системы, магазины приложений и веб-браузеры».

Это ограничивает других участников рынка и их возможность предоставить потребителям новые, инновационные функции. Также предварительно было установлено, что между Google и Apple есть соглашение о разделе доходов. А это снижает их стимулы к реальной конкуренции.

В результате своих выводов рабочая группа рекомендовала провести официальное полноценное расследование в отношении Apple и Google. В ответ компания Apple дала комментарий, что любые подобные вмешательства подорвут конфиденциальность пользователей.

6. Профсоюз работников связи США обвинил Sony в усилении монополии после недавнего закрытия двух студий

Но не только Google и Apple обвиняются в ограничении конкуренции.

Организация Communications Workers of America (CWA, профсоюз работников связи США) раскритиковала Sony за закрытие Firewalk Studios и Neon Koi, обвинив ее в попытке усилить свою монопольную позицию на рынке.

«Sony решила просто ликвидировать студии, работающие вне «огороженного сада контента PlayStation», вместо того чтобы разрабатывать игры для разнообразного и конкурентного рынка мобильного гейминга», — говорится в заявлении CWA.

Профсоюз планирует обсудить вопрос недобросовестной конкуренции Sony и ее последствий с антимонопольными органами и политиками.

Иное

1. Создателю игры Farm Bank грозит 88 тысяч лет тюрьмы

Турецкая прокуратура требует приговорить Мехмета Айдына (Mehmet Aydin), предположительно обманувшего тысячи игроков на миллионы долларов с помощью онлайн-фермы Farm Bank.

Айдын и его деловые партнеры придумали в 2016 году игру, известную как Çiftlik Bank (Farm Bank), вдохновленную популярной социальной игрой FarmVille. Пользователи приложения могут покупать виртуальных животных и фермерское оборудование за реальные деньги. Айдын обещал пользователям, что их деньги будут инвестированы в настоящий скот на различных фермах по всей стране. Продукты также выставлялись на продажу в некоторых магазинах и на «шоу-фермах», чтобы привлечь инвесторов. Однако все это оказалось мишурой, прикрывающей преступную финансовую пирамиду.

Расследование было начато в марте 2018 года, после чего Айдын сбежал в Уругвай в 2018 году с более чем 1,1 млрд турецких лир (около 280 млн долларов США по действующему на тот момент обменному курсу), собранными у примерно 132 тысяч клиентов.

В 2019 году Интерпол выдал «красное уведомление» Айдыну, разыскиваемому турецкими властями по обвинениям в хищении, отмывании активов и нарушении налогового законодательства.

Айдын был арестован судом Стамбула 7 июля 2021 года, через четыре дня после того, как он сдался Генеральному консульству Турции в Бразилии.

2. Roblox подала апелляцию на решение суда, разрешившее запрет платформы в Турции

В начале августа 2024 года власти Турции запретили Roblox в целях защиты детей из-за присутствия на платформе «неприемлемого контента, в том числе сексуального».

Теперь же Roblox Corp. обжалует решение турецкого суда.

«Roblox уважает местные законы и правила Турции, и мы сотрудничаем с местными властями, чтобы восстановить доступ нашего сообщества к платформе и уделить первостепенное внимание безопасности сообщества Roblox», — заявили в компании.

Для снятия ограничений Roblox необходимо доказать, что она устранила весь «опасный» для детей контент.

3. В Калифорнии появилось новое дело о зависимости от Minecraft

Этот иск пополняет растущее число претензий к крупным игровым компаниям за то, что они ставят прибыль выше безопасности детей.

В Калифорнии семья подает в суд на Roblox, Microsoft и других, утверждая, что они намеренно используют вызывающие привыкание приемы в игре Minecraft.

Истцы утверждают, что разработчики Minecraft сотрудничали с экспертами по поведению для создания внутриигровых функций, которые побуждают игроков продолжать играть без перерывов. В иске это описывается как часть более широкой стратегии Microsoft и Roblox по увеличению прибыли за счет благополучия несовершеннолетних.

Семья также утверждает, что компании нарушили законы о конфиденциальности, собирая личную информацию несовершеннолетних без получения надлежащего родительского согласия.

4. Профсоюзы Ubisoft в Барселоне инициировали судебный иск против компании относительно изменений в ее политике удаленной работы

Ранее Ubisoft приняла решение об обязательной работе из офиса, что привело к масштабной забастовке во Франции, в которой участвовало более 700 человек.

В Испании же профсоюзы решили обратиться с иском в суд. Работая с крупнейшей испанской профсоюзной организацией CGT (Confederación General del Trabajo), они выступают за то, чтобы Ubisoft отменила свое распоряжение о возвращении в офис и защитила удаленную работу через формальное коллективное трудовое соглашение.

Обвинения со стороны профсоюзов предполагают, что изменения Ubisoft были «внезапными и непрозрачными», что вызывает опасения по поводу логистических проблем, поскольку офисные помещения могут оказаться недостаточно оснащенными, чтобы справиться с наплывом удаленных сотрудников, возвращающихся одновременно.

5. На Ubisoft подали в суд из-за закрытия The Crew

В прошлом обзоре мы писали о том, что Компания Ubisoft начала отзывать лицензии The Crew у геймеров в России, Европе и США после закрытия серверов.

И вот это стало причиной коллективного иска. Компанию обвиняют в продаже ключей активации вместо полной версии игры. То есть, фактически, она лишила игроков права владения продуктом.

«Представьте, что вы покупаете пинбол-автомат, а спустя годы обнаруживаете, что производитель пришел к вам домой, забрал рычаги, шарик и экран с рекордами, оставив вас ни с чем», — провели аналогию адвокаты.

Игроки считают, что Ubisoft нарушила законы Калифорнии о защите прав потребителей, согласно которым игровые платформы обязаны четко указывать, что покупка дает только право пользования, а не владения. Они также добавили, что никто из них не стал бы покупать игру за те же деньги, если бы знал о нюансах.

6. Бывший сотрудник Bungie и Sony обвинил компании в разрушении «карьеры и репутации»

Крис Барретт (Chris Barrett), бывший директор возобновленного проекта Marathon, был уволен после внутреннего расследования по обвинениям в неподобающем поведении по отношению к женщинам-коллегам. Представители защиты Барретта утверждают, что эти обвинения не были обоснованы.

Кроме того, согласно иску, вводящие в заблуждение заявления были предоставлены СМИ, чтобы отвлечь внимание от покупки Bungie компанией Sony за 3,6 млрд долларов США и задержек в производстве видеоигр, возложив вину на Барретта за его роль в проекте Marathon.

В итоге Барретт столкнулся с преследованием, потерял личные и профессиональные связи, а также испытал напряженность в семейных отношениях. В иске утверждается, что обвинения разрушили его надежды на создание собственной компании по разработке видеоигр, мечту, которая была возможна для известного дизайнера нескольких культовых игр.

7. Cloud Imperium Games обязана выплатить компенсацию бывшему сотруднику по делу о дискриминации по инвалидности

Старший программист Пол А-Тион (Paul Ah-Thio) после снятия пандемийных ограничений в 2022 году просил у работодателя продолжить удаленную работу на постоянной основе в связи с инвалидностью. Просьбы были отклонены, а спустя некоторое время сотрудника уволили из-за «проблем с производительностью, связанных с его удаленной рабочей конфигурацией».

Трудовой трибунал Великобритании установил, что «озабоченность Cloud Imperium относительно результатов работы истца представляется скорее ретроспективной в том смысле, что, пока истец был нанят, [Cloud Imperium] никогда официально не расследовала эти опасения», и что «не было представлено никаких доказательств, указывающих на то, почему они не могли успешно контролировать удаленную работу сотрудника».

В итоге трибунал обязал Cloud Imperium Games выплатить истцу 27 748 фунтов стерлингов в качестве компенсации за неправомерное увольнение.
«Нет никаких доказательств того, что работа на дому не позволила бы ответчику достичь законной цели — обеспечить приемлемую производительность труда старшего программиста игрового процесса», — говорится в решении.

 


Подписывайтесь на App2Top.ru в Telegram и во «ВКонтакте»

Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на press@app2top.ru

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
×