В ноябре стало известно, что компания Obsidian утратила независимость и перешла под крыло Microsoft. Ранее работавший на Obsidian геймдизайнер Крис Авеллон (Chris Avellone) заявил, что готов потрудиться над новыми играми студии — при условии, что её руководство будет уволено. Разбираемся, в чем причина его неприязни к верхушке Obsidian.

Картинки по запросу крис авеллон

Крис Авеллон

«Мы не обещали никаких выплат»

Крис Авеллон покинул Obsidian в июне 2015 года, при этом пошутив, что ему предложили должность профессора в Хогвартсе. Своим бывшим коллегам он пожелал всего наилучшего. И лишь спустя три года признался, что его уход сопровождала настоящая драма.

Оказалось, что желание уволиться у него возникло в ходе затяжного конфликта с главой Obsidian Фергюсом Уркхартом. С ним Авеллон работал ещё в Interplay в начале нулевых. В то время их отношения были настолько доверительными со стороны Авеллона, что он перешёл вслед за Уркхартом в Obsidian и следующие девять лет отстаивал его точку зрения, если было необходимо.

Но потом сам Уркхарт признался, что ещё в Interplay ставил Авеллону палки в колёса и что именно из-за него у геймдизайнера часто возникали проблемы. Это откровение оказалось для Авеллона очень болезненным; с тех пор он начал внимательнее приглядываться к тому, чем Уркхарт занимается в Obsidian.

Картинки по запросу Planescape: Torment

Работая в Interplay, Авеллон возглавлял разработку Planescape: Torment.

Непосредственным начальником Авеллона Уркхарт являлся в течение года. Всё это время геймдизайнер обращал внимание на различные странности в управлении компанией, на растраты и прочие «неудобные ситуации, связанные с финансами». По свидетельству Авеллона, Уркхарт привык растрачивать средства компании, не советуясь с другими совладельцами. Он полностью контролировал все потоки средств. Более того, он внес в платёжную ведомость Obsidian свою супругу, которая даже не работала в студии.

Картинки по запросу Feargus Urquhart

Фергюс Уркхарт

Но по-настоящему Авеллона шокировало нежелание Уркхарта выплатить долги по зарплатам. Когда Obsidian оказалась на грани банкротства, многие работники добровольно отказались от своих зарплат, чтобы спасти компанию. Компания действительно выкарабкалась, её финансовое положение наладилось, и тогда Авеллон поднял вопрос о том, что стоило бы выплатить сотрудникам все причитающиеся средства. По его словам, Уркхарт ответил ему: «Мы не обещали никаких выплат», — таким тоном, словно это всё оправдывало. Другого обоснования, почему нельзя вернуть деньги сотрудникам, он не предоставил.

На сторону Авеллона встал только один из совладельцев Obsidian (которому ранее уже выдвигал претензии кто-то из сотрудников), и вдвоём они сумели убедить Уркхарта составить план выплаты компенсаций.

Картинки по запросу pillars of eternity 1

Pillars of Eternity, к которой приложил руку Крис Авеллон, стала хитом.

В последний год работы на Obsidian Авеллон не единожды возражал против решений Урхкарта и задавал ему неудобные вопросы о финансах. В конечном итоге Фергюс исключил его из числа совладельцев, сказав лишь: «Не беспокойся, мы всё равно дадим тебе поработать над Tyranny». Любопытно, что произошло это за несколько дней, как Obsidian получила первые отчисления от релиза Pillars of Eternity. То есть другие совладельцы разделили долю Авеллона между собой.

Геймдизайнер признался, что у него были претензии и к другим топ-менеджерам Obsidian. Например, он часто ссорился с одним из основателей компании, Крисом Паркером. Из-за необдуманных решений Паркера затягивалась работа сразу нескольких отделов, что совершенно не устраивало Авеллона. Проблемы возникли и с Тиной Паркер — женой Криса Паркера и главой отдела HR, которая приставала к Авеллону.

Всё это, включая трения с Уркхартом, привело к тому, что геймдизайнер принял решение уволиться из Obsidian.

«Они хотели забрать у меня право работать над RPG»

По словам Авеллона, Уркхарт и другие руководители сделали всё, чтобы максимально осложнить ему увольнение.

Не было никаких выплат дивидендов. Всё накладывалось на другие организационные сложности, связанные с моим уходом: внезапная отмена моей страховки, проблемы с пенсионными начислениями, ошибки в бухгалтерском учете Obsidian, а также их отказ соблюсти условия нескольких текущих независимых контрактов. Зная, что у меня есть семейные проблемы и долги, они попытались использовать это против меня, чтобы сделать договор о прекращении сотрудничества ещё строже. Они хотели забрать у меня право работать над RPG и требовали, чтобы я молчал обо всём, что касается Obsidian.

Крис Авеллон

геймдизайнер

По итогам расторжения отношений Авеллон как бывший совладелец Obsidian (и более того — как один из её основателей) не получил ничего. На вопрос, почему Obisidian оставила его без дивидендов, Авеллон ответил так: он отказался подписывать NDA, договор о неразглашении, составленный Уркхартом и другими топ-менеджерами. Ему пригрозили лишением дивидендов, если он не подпишет бумагу в течение 10 дней после вывода из состава совладельцев.  

Картинки по запросу tyranny

Если бы Авеллон подписал NDA, это лишило бы его возможности работать над RPG, такими как Tyranny.

В договоре содержался пункт о запрете конкуренции — из-за него Авеллон фактически терял право работать над играми в жанре RPG для других компаний. Разрабатывать RPG для Obsidian ему дозволялось, но только в качестве фрилансера. Также договор запрещал ему критиковать собственные проекты и раскрывать любую информацию об Obsidian.

Это говорило о том, что, если компания будет замешана в чём-то незаконном (это могут быть серьёзные обвинения, связанные с бухгалтерией, домогательствами в отношении сотрудников или лжесвидетельствами насчёт поводу документов и выплат), я не смогу это комментировать.

Крис Авеллон

геймдизайнер

После ухода из Obsidian Авеллон, не связанный никакими подписками о неразглашении, успел поработать над Divinity: Original Sin 2, Prey, Pathfinder: Kingmaker и Dying Light 2. А также не раз предостеречь людей в Twitter, что нужно тщательно проверять все пункты предлагаемых им NDA — и желательно вместе с юристом.

Картинки по запросу divinity original sin 2

После ухода из Obsidian Авеллон присоединился к Larian Studios и помог в создании Divinity: Original Sin 2.

Добавим, что из-за разногласий с тем же Уркхартом студию однажды покинули Леонард Боярский (бывший сотрудник Blizzard и основатель Troika Games) и Тим Кейн. О них Авеллон отзывается как об очень талантливых разработчиках. Сейчас оба снова работают на Obsidian, трудятся над таинственным Project Indiana, но Авеллон предполагает, что новые трения между ними и Уркхартом могут возникнуть вновь.

«Наймите разработчиков и увольте руководство»

Став частью Microsoft Studios, Obsidian получит в своё распоряжение такие ресурсы, о которых за все 15 лет своего существования и не мечтала. Сделку по покупке Obsidian Крис Авеллон не одобрял с самого начала.

В долгосрочной перспективе это выйдет боком обеим сторонам — по разным причинам. Но действительно трудно отказаться от пачки долларов, которой машет Microsoft перед носом у студии, которую давно хотелось продать. На месте покупателя я бы, по крайней мере, выяснил, почему от неё так стремятся избавиться и останутся ли на своих местах ключевые сотрудники.

Крис Авеллон

геймдизайнер

Также он посоветовал Microsoft внимательно взглянуть на показатели продаж Pillars of Eternity, о которых упомянул сервис Fig. Pillars of Eternity II: Deadfire, на которую у Obsidian было столько надежд, вышла в мае и очень плохо продалась: по данным Fig, в сумме было продано около 110 тысяч копий игры. И это после того, как первая часть разошлась 1,3 млн копий.

Картинки по запросу pillars of eternity 2 - deadfire

Pillars of Eternity II: Deadfire

Так или иначе, покупка Obsidian состоялась, и Авеллон посоветовал Microsoft: «В студии трудятся хорошие авторы, но менеджмент там ужасен. Так что наймите разработчиков и увольте руководство». Он твердит, что топ-менеджеры Obsidian любят не игры, а прибыль, и что управленческий стиль Фергюса Уркхарта и его отношение к сотрудникам оставляют желать лучшего.

У меня нет к нему ненависти, у меня есть лишь обоснованные возражения против его управленческого стиля и против того, как он игнорирует подчинённых и как обходится с ними, особенно принимая во внимание их пол.

Крис Авеллон

геймдизайнер

Если же Microsoft согласится заменить руководство Obsidian, добавил Авеллон, то в этом случае он готов вновь подключиться к работе над её проектами.

Также по теме:

Источники: RPGCodex, Twitter Криса Авеллона

Тэги:

Комментарии