Как выглядит финская игровая индустрия? На каких условиях в Финляндии инвестируют в игры? Возможно ли иностранцам запустить компанию в Финляндии и получить поддержку? Об этом и много другом мы поговорили с Олегом Палий, организующим совместно с Nevosoft 27 июня в Санкт-Петербурге Finnish Game Day.

Оборот финской индустрии игр - €2,4 млрд

Фото: www.helfi.ru

Сначала пара слов о Finnish Game Day. Это небольшое мероприятие в рамках White Nights Conference. Пройдет за день до открытия “Белых Ночей” в генеральном консульстве Финляндии. В его рамках финские разработчики расскажут российским коллегам о своем опыте. Больше узнать и зарегистрироваться можно здесь.

Привет! Давай начнем издалека. Сколько лет финской индустрии игр?

Олег Палый

Олег Палий

Привет. Первая финская игра была выпущена в 1986 году. Если брать ее как точку отсчета, то финской индустрии в этом году исполняется 30 лет.

Какой оборот у игровой финской индустрии сегодня?

В 2014 году оборот составил €1,8млрд, а в прошлом уже €2,4 млрд.

fgd-graphic-4

Хронология суммарного оборота игровых компаний Финляндии

А как вообще в целом сегодня выглядит финская игровая индустрия?

Сложный вопрос. Если мы говорим про число разработчиков, то их в Финляндии в прошлом году было 2700. Чуть менее четверти — женщины. Число компаний вплотную подобралось к отметки в 290 компаний.

fgd-graphic-3

Количество человек, занятых в игровой индустрии Финляндии

Большинство из них разрабатывают игры для мобильных платформ.

Слушай, а как так получилось, что сегодня Финляндия — одна из главных мобильно-игровых кузниц в мире?

Это популярный вопрос. И у него есть простой ответ. Была Nokia. Она за собой потянула всю индустрию.

Но, знаешь, я хочу отметить один принципиальный момент. В 2003-2004 годах Nokia попыталась зайти на рынок портативных консолей с N-Gage. Это был сразу и телефон, и игровая консоль с картриджами. И многие финские игровые компании тогда на ней сфокусировались.

Консоль не пошла, но сам фокус финских компаний сохранился. Компетенции, соответственно, тоже остались. И когда в это же время начала набирать популярность java-платформа, разработчики просто вместо разработки игр для N-Gage взялись за создание java-игр. Это потянуло за собой все остальное. Плюс, не стоит забывать о Nokia, которая хоть в нулевых и многое потеряла из-за лопнувшего пузыря доткомов, но продолжала очень активно способствовать развитию IT в регионе.

fgd-graphic-2

Популярность игровых платформ среди игровых разработчиков Финляндии

Еще я сталкивался с мнением, что в Финляндии очень сплоченное игровое комьюнити. Так ли это?

Да, я считаю, что это основополагающий фактор успеха индустрии. Основателем финского игрового сообщества является КооПии Хилтунен (KooPee Hiltunen) из Neogames, который, кстати, выступит у нас на мероприятии.

Очень сильная тусовка IGDA. Так же есть Game Jam. Последняя — это некоммерческая организация, целью которой является продвижение разработки игр как хобби. Сейчас она насчитывает 700 человек.

У них есть регулярные мероприятия, на которых люди создают игры без меркантильного интереса, без цели заработать. Это именно популяризация разработки игр как хобби.

Нужно ли это? Не рождает ли поддержка такого хобби огромное количество треша?

Популяризация игровой тематики приводит к тому, что люди либо добавляются в индустрию, либо перестают делать игры.

Плюс, сообщество оно в любом случае будет, вопрос в том, в каком именно виде?

Поддержка подобного сообщества крупными компаниями (в том числе в качестве спонсоров и организаторов мероприятий), тот факт, что сотрудники Rovio и Supercell являются его членами… Все это свидетельствует о высоком уровне самого просвещения. Так что ответ на твой вопрос, думаю, понятен.

К примеру, Supercell раз в год проводит Games First. Это мероприятия в Хельсинки исключительно для финских игровиков. На него не пускают ни консультантов, ни рекламные сети, никого. Они привозят на эти мероприятия платформы, приглашают разработчиков их послушать, плюс разговаривают только про игры.

Такое вот получается просвещение.

Это такое меркантильное мероприятие получается. Плацдарм для поиска сотрудников.

Соглашусь. Такие же мероприятия спонсируются успешными финскими компаниями. Но я уверен, что только этим они не ограничиваются.

Когда люди встречаются, делятся опытом, обсуждают, что хорошо работает, а что работает плохо — это позволяет учиться одним у других, у успешных коллег. Это тянет за собой всю индустрию. В Финляндии компаний, которые генерируют больше миллиона евро в год с точки зрения продаж, всего 10% от общего количества.

Это много.

В Финляндии, как я уже отметил, сейчас зарегистрировано около 290 компаний. А компаний, которые генерируют более миллиона евро в год, их 20. Или даже меньше. Для игровой индустрии это совершенно нормально.

Как обычно происходит взаимодействие между государственными фондами и разработчиками?

В Финляндии самым серьезным государственным инвестором в игровые компании является Tekes.

Tekes инвестирует порядка €600 млн в год в R&D, в новые разработки, в поддержку компаний. Tekes в свое время инвестировал в Rovio, в Supercell, в Remedy, в Seriously. В общем, абсолютно все известные финские компании получали поддержку от Tekes.

На каких условиях он работает?

Tekes — государственный фонд, он не преследует задачу заработать на компаниях как таковых. Они дают деньги компаниям в качестве грантов на какие-то инновационные R&D-проекты. Это вполне может быть разработка новой модели монетизации, разработка нового подхода в вовлечении пользователей, разработка различных платформ, которые в дальнейшем могут использоваться в ряде игр. И так далее. Tekes не дают деньги просто на разработку игры, им нужна какая-то инновационная интересная составляющая, которая позволит им сказать, что да, это рискованный интересный R&D-проект, и мы готовы инвестировать в эту разработку.

Tekes работает всегда на проектной основе. Компания подает заявку, та рассматривается от недели до 2-х недель. У них есть свои внутренние процессы, но сейчас время принятия решений очень сильно ускорилась. В Tekes есть программа, которая направлена на развитие игрового кластера. За все время существования игровых студий в Финляндии более 100 компаний получили от них деньги.

А как эти блага получить компаниям, которые только формально являются финскими? К примеру, разработка ведется в Питере, и для получения инвестиций они переезжают или организуют офис в Финляндии. Возможно ли при такой схеме получать инвестиции от финского правительства?

Tekes смотрят на проект, который действительно интенсивный в плане R&D, и дают от 50% до 70%, необходимых проекту денег в качестве гранта. Либо они также дают деньги в качестве долгосрочных займов под условный 1%. Или даже меньше. Это может быть займ, конвертируемый займ. Много вариантов. С ними можно разговаривать, они достаточно гибкие. Они давно этим занимаются, и у них есть наработанный подход в плане юристов и так далее.

Что касается компаний, которые формально являются финскими. Надо понимать, что это не тот кейс, который ищет Tekes. Они дают денег, — Supercell и Rovio в свое время получали от них достаточно большие инвестиции — с идеей того, что когда-нибудь эти компании вернут деньги в качестве налогов. Эти налоги платят либо компания, либо сотрудники компании.

Другим обязательным условием работы с Tekes является то, что IP разрабатываемого продукта принадлежит финской компании. То есть в этом случае, если IP разрабатываемого продукта находится в финской компании…

Формально финской или действительно финской?

Формально финской компании быть не может. Есть компания, которая зарегистрирована в Финляндии и которой принадлежит IP разрабатываемого продукта или сервиса, чего угодно. В этом случае R&D-центр может находиться в Питере, или в Москве, или в Красноярске. У нас был кейс, когда ребята с R&D-центром в Киеве получили грант от Tekes. Каждая ситуация рассматривается отдельно. Но если это финская компания, у которой нет ни одного сотрудника в Финляндии, если это бумажная компания, то это не их кейс. Они к этому плохо отнесутся.

А ты можешь рассказать о тех реальных кейсах, где разработка велась не в Финляндии, а гранты студии получили?

Это компания, в которой именно IP, плюс менеджер по продукту и операционный менеджер — находятся в Финляндии. И это, кстати, имеет смысл. Потому что в Финляндии есть очень толковые люди с точки зрения product management. Формат, при котором product management находится в Финляндии, а разработка, например, в России — такие кейсы есть.

А можешь конкретные кейсы назвать?

Я просто не знаю, насколько компании с конкретными кейсами хотят, чтобы об этом было публично написано. Но кейсы есть. Есть успешные компании, учредителями которых являются граждане России и иностранные граждане, и которые получали гранты от Tekes. Такие кейсы есть.

А вот если изначально есть компания, которая просто хочет передислоцироваться? Была российская, хочет стать финской. Насколько сложно будет это сделать?

Это сделать достаточно просто. Регистрация компании занимает пару дней. Зарегистрировать компанию в Финляндии можно онлайн, не обязательно приходить в регистрационный офис. Но есть одно «но». В Финляндии два государственных языка — финский и шведский. Поэтому заполнить форму онлайн можно только на этих двух языках.

К слову, мы в KAATO бизнес-сообществе, работающего в сотрудничестве с Invest in Finland/Finpro (это некоммерческая организация, в рамках которой иностранным компаниям помогают развивать бизнес в Финляндии), как раз с этим и помогаем компаниям. В этом и заключается моя работа с игровыми компаниями — дать компании правильный старт в Финляндии.

К примеру, есть у меня ребята из Питера, которые сейчас передислоцируются. У них есть игровой офис в Питере, в Украине и в Чехии. И вот как раз менеджмент переезжает в Хельсинки. А R&D остается.

Так что, если компания хочет переехать и стартануть, это делается достаточно просто. В Финляндии достаточно просто найти специалистов, которые могут помочь.

На мероприятии Finnish Game Day будет выступать Арья Мартикайнен (Arja Martikainen), которая является основателем Games Jobs Finland. Она помогала и помогает с рекрутингом всем известным игровым компаниям.

Еще будет Сирил Бароу (Cyril Barrow), VP Operations из Rovio. Он открывал в Финляндии офис Gameloft. И вот Арья ему в этом помогала в этом с точки зрения рекрутинга.

Игровая индустрия в Финляндии уже сложившаяся, поэтому есть определенный пул рекрутеров, чей фокус — игровая индустрия. Поэтому здесь найти подходящего специалиста достаточно просто. Опять же, за счет того, что регулярно проходят игровые эвенты, и каждый месяц в Финляндии проходит встреча IGDA, на которой любая компания может выступить спонсором и рассказать о себе, что она запускает офис в Финляндии и ищет специалиста.

На мероприятиях, которые проходят, компании могут найти себе партнеров, потому что нужно понимать, что для регистрации компании в Финляндии нужно иметь одного из членов правления человека с европейским видом на жительство. Это нормальная практика во всей Европе. Без этого не получится открыть компанию ни в одной стране Евросоюза.

Мы сейчас говорили о положительных сторонах. Но ведь наверняка есть и минусы, о которых нужно помнить, когда собираешься открыть либо передислоцировать компанию из другого региона в Финляндии? Что это за подводные камни, что за минусы.

Давай, только сперва еще немного про плюсы расскажу.

Финляндия — это страна, в которой можно вести бухгалтерию исключительно в электронном виде. Не нужно большого количества бумаг, все делается достаточно просто и достаточно прозрачно. Соответственно, у налоговых органов есть все возможности и интерфейсы для того, чтобы весь документооборот и общение с налоговой проходили в электронном виде. Это тоже, я считаю, достаточно большой плюс по сравнением с администрированием компании в России. Да и во всей Восточной Европы, где бюрократия потихоньку уходит, но на это требуется время. Надо понимать, что если у вас компания в Финляндии, но при этом вы торгуете продуктом и имеете разработку где-то еще, вопрос административный сильно снижается.

А минусы?

Финляндия с точки зрения компетентных ресурсов достаточно дорогая по сравнению с Россией. Разработка в Финляндии затратная, — это и может быть одним из таких подводных камней. Финляндия — страна с таким укладом, что люди рано приходят на работу и уходят с нее рано. День начинается в 8 и продолжается до 4-4.30.

Финны — люди, с которыми приятно работать, им можно доверять, но это и специфические люди. Они не будут засиживаться в офисе долгими вечерами, предпочитают работать строго отведенные часы.

Раз про минусы заговорили. У всех на слуху, когда мы говорим о финских разработчиках, такие имена, как Supercell, Rovio и Remedy. Но насколько велико число тех, кто проваливается, как они отдают затем деньги государству?

Есть компании, которые подняли инвестиции и не смогли их оправдать. Такие кейсы есть. Таких кейсов, я считаю, достаточно много.

Как отдают?

Финляндия — страна с конкретными и понятными правилами. Будет, безусловно, проведен аудит компании. Он всегда проводится, если компания не может расплатиться с долгами. И если проверка не находит злого умысла в банкротстве компании, то компании на то и являются обществами с ограниченной ответственностью.

Форм организации компаний в Финляндии немного — можно пересчитать по пальцам одной руки. Из 290 игровых компаний Финляндии 260 или 270 — компании или общества с ограниченной ответственностью. В Финляндии это называется «акционерные общества». Есть 100% акций, которые принадлежат нескольким или одному человеку. Ответственность компании ограничивается уставным капиталом. Это единственное, чем рискуют акционеры — акционерным капиталом. Где-то порядка 15-20 игровых компаний — частные предприниматели. Это люди, которые самостоятельно разрабатывают игры, самостоятельно публикуют и самостоятельно получают прибыль. И где-то 10-15 компаний — игровые кооперативы. Кооперативы — больше студенческие проекты, они не ставят перед собой задачи 100%-го получения прибыли и обладают каким-то IP. Они появляются за счет того, что в Финляндии есть 25 учебных заведений, где преподается гейминг. Но в большинстве компании — общества с ограниченной ответственностью.

Сейчас в Финляндии есть такой тренд… В прошлом году 20-30 компаний, которые были созданы, — они были созданы так называемыми «стартаперами второго круга». Это значит, что учредители компании организовывают вторую компанию игровую, не первую.

Первая развалилась?

Там может быть много причин. Но первая компания не существует. По-английски это звучит как second round startups. Был проведен анализ вот этого тренда, и все решили, что это говорит только о некоем взрослении игровой индустрии. Понятно, что когда люди открывают не первую игровую компанию, они в этом понимают гораздо больше, чем те, кто открывает первую компанию. Вот такой наметился в последнее время новый тренд. И стартапов второго круга сейчас большинство в игровой индустрии. И меньше компаний, которые открываются в игровой индустрии. Заметно меньше. За 2015 год всего 29 компаний новых открылось. Для сравнения, в 2014 было организовано 44 компании.

fgd-graphic-5
Динамика появления новых компаний в Финляндии

Можно сказать, что индустрия взрослеет.

Понятно. Спасибо за интервью!


Узнать о последних трендах игровой индустрии из первых рук, лично встретиться и обсудить рабочие вопросы с ведущими компаниями на рынке разработки и издания игр — можно будет на White Nights St. Petersburg 2016, которая пройдет 28-29 июня.

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.