Опытом запуска Shadow Fight 2 на платформе KakaoTalk с App2Top.ru поделился менеджер по продукту компании Nekki Сергей Сорокин.
Рынок мобильных игр Южной Корее считается весьма привлекательным (и в этом нет ничего удивительного, учитывая, что корейский Google Play третий по доходности в мире — после японского и американского, — прим.редакции). Наиболее влиятельной платформой здесь является KakaoTalk.
Запустить свой продут на Kakao — сложная, но реализуемая задача, главное — знать свойственные ей особенности и нюансы, которые, зачастую, могут затянуть процесс разработки на несколько недель, а то и месяцев.
Немного о самой платформе. На данный момент Kakaotalk является самым популярным мессенджером в Корее: приложение установлено на более чем 90% всех смартфонов в стране. При этом мессенджер популярен не только в Южной Корее, поэтому потенциально Ваше приложение могут увидеть более 120 млн человек.
Давайте же рассмотрим основные моменты, которые могут помочь Вам в процессе запуска.
1. Стартовый пакет
Итак, вы захотели выйти на КакаоTalk, но с чего же начать?
Для начала следует заполнить простую форму, тем самым подав запрос на ревью вашего приложения. Ответ на наш запрос по проекту Shadow Fight 2 пришел моментально, и… он было полностью на корейском. Впоследствие оказалось, что это стандартная форма ответа.
Ответ от живого человека поступил лишь через 2 недели: “Мы рады, что вы выбрали нас — мы оценим ваше приложение”. Это был фидбек непосредственно от представителя KakaoTalk.
А после еще месяца ожиданий пришел отказ со следующей формулировкой: “Ваша игра действительно качественная, однако может не заинтересовать наших игроков — выбранные арт и сеттинг не близки нашим пользователям”.
Отказ, конечно же, не повод все бросать и спустя несколько месяцев и множество апдейтов мы отправили запрос вновь. На этот раз мы уже приглянулись корейскому менеджеру, а следовательно и “всем корейским геймерам”.
Трудно сказать, что повлияло на изменение позиции стора к проекту. Возможно, дело было в том, что решение выносил другой менеджер? Возможно, в новом контенте в нашей игре: новых зонах, введении магии и метательных орудий, изменения в сюжете.
Как бы то ни было, мы были рады.
Ответ также содержал:
- Минимально необходимый перечень документов (соглашение о неразглашении, деловое соглашение и т.д.);
- Гайд “что нужно сделать, чтобы получить Kakao SDK и начать портирование”. К слову, требования этого документа сводились к заполнению админки: название игры, название компании и так далее.
Совет: Получив все необходимые доступы для начала работы, советую вам обязательно посетить данный раздел, чтобы облегчить себе последующую разработку. Здесь вы найдете полную (местами излишнюю) информацию о том, как лучше зарелизиться на KakaoTalk.
2. Checklist
Сразу после заполнения необходимых документов, вам придется столкнуться с чек-листом. Ему менеджеры Kakao уделяют огромное внимание. По содержанию это вполне обычный чек-лист, который используется в большинстве компаний — стандартная таблица с полями pass, failed и т.д.
Но есть и особенности, например, поля must и selective. “Маст”-ом помечены пункты необходимые для выполнения, а “Селектив”-ом — дополнительные, на которые при желании можно закрыть глаза.
В остальных же случаях можно использовать:
- N/A — если это нельзя проверить, или же просто другая платформа;
- Not tested — не тестировали;
- Failed — думаю, не стоит добавлять в свой же чек-лист фейл.
По чек-листу идет проверка и если какой-то из пунктов у вас НЕ будет заполнен, в тестировании билда вам будет отказано.
3. Запросы на тест
Подготовив чек-лист, можно переходить к следующей стадии — отправке билда сотрудниками KakaoTalk на проверку. Для этого используется следующая форма:
Вы вправе запросить проверку, к примеру, только по чек-листу или же просто по готовому билду, но стоит учесть, что в течение рабочей недели вы можно запросить только 2 проверки тестового билда.
Правда, к примеру, мне повезло: сделав 4 запроса — я благополучно получал фидбек на каждый из них. Несмотря на это, я бы не надеялся на удачу, поэтому старайтесь вложить в запрос максимум.
3.1. Немного о чекбоксах
Видите чекбоксы, которые Вам необходимо выбрать при запросе на тестирование ?
Давайте поговорим о них:
- Security inspection — проверка на хранение личной информации юзера (имя, почта, возраст, KakaoID — зашифрованна ли, или нет);
- Policy inspection — это проверка самого билда и чек-листа;
- Sales log verification- не критичен для проверки тестовых билдов, но на релизную проверку без данного пункта билд не уйдет.
В документе под названием SalesLog_VerificationRequest, который вы получаете в тот же момент, что и SDK для разработки, вы должны отобразить перечень in-app’ов вашего приложения и сделать платежи т.е. по сути отчет о платежах.
Пожалуй, единственное не очевидное поле это Service_user_Id, которым является KakaoUserID.
KakaoUsedID, в свою очередь, — это уникальный ID, который будет присваиваться в Вашем приложении каждому игроку, заходящему через KakaoTalk.
Из своего опыта скажу, что при первой проверке документа нам было отказано из-за несходства данных (т.е. были записаны одни значения, а сервер присылал чуть-чуть другие). К следующему ревью мы подготовились лучше и БОЛЬШИМИ БУКВАМИ указали, что цены в Google Play варьируются по курсу, поэтому небольшие расхождения тут вполне могут быть. Только тогда проверка пошла успешно.
Совет: Чтобы ваше приложение можно было отправить на релиз проверку…
…все 3 вышеуказанных чекбокса должны быть проверены в Inspection reguest.
4. Фидбек
Стоит отдать должное команде KakaoTalk: фидбек на любой запрос приходит достаточно оперативно. По крайней мере, если вы попадаете в рабочее время. Поддержка не только быстро и оперативно расскажет, что не так — но и поможет с тестированием, снятием логов и прочими мелочами.
Общение происходит через тикеты.
Тикеты по своей специфике представляют собой форум: там же вы будете получать либо положительные, либо отрицательные отзывы на ваши запросы по проверке.
Чтобы создать тикет, Вам необходимо зайти в раздел Ask и выбрать свое приложение.
5. “Админка”
В админке Kakao любой чих требует апрува. Неважно, идет ли речь о добавлении скриншота или замене имени контактного лица.
После добавления любого изменения, “админка” благополучно все сохранит и отправит на проверку. И здесь стоит учесть следующее: если хотя бы одна запятая, по каким бы то ни было причинам не понравится корейцам — ваш запрос будет отклонен, и ВСЕ ваши изменения, отравленные в данном запросе не сохранятся.
Я бы советовал, заполнить все поля, в которых вы уверены и уже потом переходить к сомнительным, чтобы сэкономить время.
Совет! Админка плохо ладит с мозилой, лучше сразу выберите другой браузер, дабы избежать нервного срыва.
6. Внутренний функционал
Есть некоторые моменты, с которым Вам в любом случае придется столкнуться при портировании, хотел бы кратко рассказать о них
6.1. Login и Guest Login
В играх в KakaoTalk есть два способа начать игру: залогинившись под своим личным аккаунтом или же зайдя в качестве “гостя”.
Гостевой вход в игру НЕ должен сохранять какой-либо прогресс юзера, т.е. если ваша игра подразумевала постоянное сохранения прогресса, или, к примеру, может восстановить утерянный прогресс, то вам придется частично модифицировать эти вещи под гостевой вход. Имейте это в виду.
6.2 Доход
В KakaoTalk нет своей платежной системы, однако вся информация о доходах, которые вы получаете (будь то in-app’ы или же реклама) должна в обязательном порядке передаваться платформе.
Данный момент оговорен в SDK и делается довольно быстро. При удачном платеже и отправке лога, в своем логе вы увидите “status: 0”, что свидетельствует о том, что KakaoTalk получит ваш лог о платеже.
6.3 Корейский язык
Тут все просто: ваша локализация должна быть безупречна. Да, тестирование вряд ли пойдет дальше первых 10-15 минут геймплея, однако если вы ошибетесь во фразе, которая была занесена, к примеру, в чек-лист — то вы получите отказ, даже из-за одного слова. Не рискуйте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если вы просто хотите пройти апрув, при этом минимально модифицируя игру, то вам достаточно настроить:
- Логин в KakaoTalk;
- Отсылку статистики платежей.
И все, ваше приложение будет принято.
При этом, если оно понравится модераторам, то попадет в топ новинок. Если же вы хотите наладить постоянные фичеринги и поддержку платформы, то, как минимум, стоит сделать еще внутригровой чат и добавить возможность приглашать друзей.
Комментарии
Ответить