Один из крупнейших издателей на японском рынке переживает тяжелые времена. Чистые потери компании за последний финансовый квартал составили ¥ 7,66 млрд ($64,8 млн). Меньше было только в 2008 году.
История GREE — это такой грустный рассказ о бывшем лидере, который не только вовремя не успел перестроиться под изменившийся рынок, но и совершил в процессе ряд опрометчивых шагов, за которые вынужден до сих пор расплачиваться.
На японском рынке фичерфонов GREE наравне с DeNA несколько лет назад диктовал свои правила, выстраивал целую экосистему и даже по максимуму затягивал поводок на шее локального разработчика, который мог издать мобильную игру только через него или, соответственно, DeNA (доходило до того, что некоторые японские девелоперы консолидировались и шли на создание собственных инициатив).
С приходом новых экосистем (iOS и Android) в Страну восходящего солнца ситуация для GREE усложнилась. Компания попробовала повторить уже опробованную схему: запустить игровую платформу в рамках новых операционных систем, целью которой будет собрать вокруг себя сообщество игроков, которое затем легко можно будет «переливать» с проекта на проект. В расчете на это в 2011 году за $104 млн была куплена игровая платформа OpenFeint.
Но план GREE не сработал. Как показало время, виной тому стала не концепция, а подход к ее реализации. У LINE и Kakao, разыгравших ту же карту чуть позже, все получилось.
То, что выбранный сценарий не пройдет, руководству компании стало понятно довольно быстро. Это, впрочем, тогда не остановило GREE, все еще находящейся на олимпе, от покупки игровой студии Pokelabo за $173,8.
К декабрю 2012 года, видимо, проблемы стали более очевидны для компании: OpenFeint расформировывается, а спустя полгода GREE начинает сворачивать свою экспансию на западный рынок, принимается за массовые увольнения и прекращает работу над почти тремя десятками игр.
Покупка Pokelabo также себя не оправдывает. На пару с ней у GREE уже несколько лет не выходит хитов. Единственная «отдушина» — купленная за $210 млн американская Funzio, выступающая сейчас издателем League of War и Knights & Dragons.
Учитывая отсутствие новых громких проектов на японском рынке хвост от неудачных покупок продолжает значительно сказываться на финансовых результатах компании. Только из-за обесценивания OpenFeint и Pokelabo компания потеряла в послднем квартале (втором финансовом за 2015-ый) ¥18,39 млрд. Прибыль GREE оказалась не способна скомпенсировать подобные цифры. Так что при суммарных продажах в ¥24 млрд ($205 млн), как мы уже отмечали, компания закончила квартал с минусом в ¥ 7,66 млрд ($64,8 млн).
Желая переломить ситуацию GREE теперь собирается сосредоточиться на родном рынке и частично сворачивает часть операций с западными разработчиками. Правда, полностью отказываться от поддержки и инвестиций в западных разработчиков компания не планирует.
Стоит ли ждать перелома ситуации? Учитывая, что руководство GREE стало намного осторожней, а также в августе переманила главу игровых студий Kabam Эндрю Шеппард (Andrew Sheppard), ответ на этот вопрос не кажется очевидным. А что вы думаете?
Подробно с отчетом GREE за второй финансовый квартал 2015 года можно ознакомиться здесь. Там, кстати, очень интересный разбор, на что сегодня тратится в таких больших компаниях деньги.
Также по теме:
Gree, Ink — японская медиа-компания, создающая и разрабатывающая браузерные, нативные и мобильные игры; также владеет одноименной социальной сетью. Основана в 2004 году. Расположена в Токио.
Комментарии
Ответить