Юридическая компания Semenov&Pevzner подготовила масштабный отчет по крупнейшим правовым конфликтам в игровой индустрии за последние полгода.
Обзор подготовили Алексей Переверзев, юрист Semenov&Pevzner, Екатерина Смирнова, управляющий партнер Санкт-Петербургского офиса Semenov&Pevzner, и Виктория Матвеева, юрист Semenov&Pevzner.
Алексей Переверзев, Екатерина Смирнова и Виктория Матвеева
Материал охватывает как судебные разбирательства, так и другие значительные с юридической точки зрения кейсы с конца 2019 года по настоящее время. Работа поделена на шесть частей:
- авторское право;
- товарные знаки;
- патентные права;
- персональные данные;
- азартные механики;
- другие кейсы.
Авторское право
В предыдущих выпусках обзора мы уже рассказывали о судебном споре между Nintendo и владельцем пиратского портала RomUniverse Мэттью Сторманом (Matthew Storman).
Напомним, основанием для иска, поданного в сентябре 2019 года в суд Центрального округа Лос-Анджелеса, стало размещение на платформе RomUniverse «пиратских» копий игр японской компании и использование ее товарных знаков. За всю совокупность выявленных нарушений компания рассчитывала получить компенсацию в размере $15,6 млн.
В мае 2021 года спор наконец разрешился, исковые требования были удовлетворены частично. Суд постановил, что владелец RomUniverse должен выплатить Nintendo штраф в размере $2,1 млн.
Требование Nintendo о наложении на Мэттью Стормана бессрочного запрета заниматься определенной деятельностью для целей пресечения возможных аналогичных нарушений в будущем было отклонено. Компания не смогла доказать, что владелец RomUniverse нанес ей непоправимый ущерб (irreparable harm), что является одним из необходимых условий для удовлетворения соответствующего требования в соответствии с американским законодательством.
Кроме того, судом установлено отсутствие еще одного необходимого условия — недостаточности иных средств правовой защиты (inadequate remedy at law). В частности, судом учтено, что Мэттью Сторман прекратил деятельность спорного сайта, а в пользу истца присуждена денежная компенсация, которая является вполне достаточной для восстановления ущерба, причиненного прошлыми нарушениями.
2. Набирает обороты спор CD PROJEKT с инвесторами из-за проблемного релиза Cyberpunk 2077
Одним из наиболее громких событий конца 2020 — начала 2021 года для игровой индустрии стал неудачный релиз широко ожидаемой Cyberpunk 2077 от польской CD PROJEKT. Игра разочаровала как пользователей, так и инвесторов студии. В декабре 2020 года стало известно, что инвесторы подали в американские суды коллективные иски, потребовав возместить им убытки, понесенные после выхода игры. Кроме того, польские юристы и инвесторы рассматривали возможность подачи заявления о возможном преступлении (а именно введении в заблуждение с целью получения финансовой выгоды), ответственность за которое предусмотрено Уголовным кодексом Польши.
В мае 2021 года из пресс-релиза студии стало известно, что все предъявленные к компании коллективные иски были объединены в рамках одного производства, рассмотрение дела продолжается. В отношении возможного уголовного преследования какая-либо более актуальная информация отсутствует.
В июне 2021 года появилась информация о том, что NMPA подала иск к Roblox от имени множества музыкальных правообладателей в Окружной суд Центрального округа Калифорнии.
Roblox является владельцем одноименной игровой онлайн-платформы, которая позволяет пользователям создавать свои собственные и играть в созданные другими пользователями игры.
Основанием для иска стало то, что Roblox якобы допускает масштабное нарушение авторских прав, преднамеренно создавая централизованную библиотеку синхронизации нелицензионных песен для распространения, потокового воспроизведения, публичного исполнения и включения в игровой контент. Как указывает истец, представляющий интересы значительного количества музыкальных лейблов и исполнителей, создавая эту библиотеку, Roblox воспроизводит каждую включенную в нее песню, взимая плату с пользователей за загрузку музыки для включения в свои игры.
В исковом заявлении NMPA требует взыскания с Roblox компенсации в размере не менее $200 млн.
В Roblox уже отреагировали на исковое заявление, указав, что компания «не приемлет нарушения авторских прав (…) оперативно реагирует на любой обоснованный запрос по Закону США «Об авторском праве в цифровую эпоху» (DMCA), удаляя любой нарушающий авторские права контент (…) удивлена и разочарована этим иском, который представляет собой фундаментальное непонимание того, как работает платформа Roblox, и будет решительно защищать Roblox, работая над достижением справедливого решения».
4. Wargaming терпит неудачу в судебных спорах с бывшими сотрудниками
Еще одним значимым кейсом является масштабный спор студии Wargaming со своими бывшими сотрудниками, основавшими независимую студию Press Fire Games (ранее известную как BlitzTeam). Стороны ведут несколько споров в различных юрисдикциях – в Беларуси, в США, а также на Кипре.
Напомним, суть споров сводится к следующему:
- Wargaming в судебном порядке (спор был рассмотрен на Кипре Окружным судом Никосии) запретила студии бывших сотрудников использовать слово Blitz в отношении видеоигр на территории Евросоюза;
- Wargaming предъявила в Республике Беларусь гражданские иски к пяти бывшим сотрудникам и совокупно требовала от них компенсацию в размере $1,69 млн за якобы незаконное размещение на GitHub копий исходного кода движка Framework/DAVA Engine;
- в марте 2020 года Wargaming также подала иск в Федеральный окружной суд Лос-Анджелеса, ссылаясь на недобросовестную конкуренцию и неправомерное использование товарных знаков компанией Blitz Team.
В отличие от первого спора, два других закончились не в пользу Wargaming.
Так, в декабре 2020 года стало известно, что Верховный суд Республики Беларусь утвердил отказ в иске компании к бывшим сотрудникам.
А спустя месяц, в январе 2021 года, суд в США также отказал в рассмотрении иска компании, сославшись на отсутствие у него необходимой юрисдикции. В частности, в судебном акте суд отмечает, что «ответчик представил убедительные доказательства того, что осуществление юрисдикции было бы неразумным». К указанному выводу суд пришел, установив в пользу этого пять из семи факторов, которые надлежало оценить суду для разрешения соответствующего вопроса. В результате суд указал, что рассмотрение дела американским судом не соответствует принципам честной игры и справедливого правосудия (fair play and substantial justice). Как следует из доступных источников, в настоящий момент Wargaming предпринимает попытки оспорить данное решение.
5. Дизайнер обвинила Capcom в незаконном использовании ее фотографий в своих играх
В начале июня 2021 года дизайнер Джуди Юрачек (Judy Juracek) подала иск к японской компании Capcom в окружной суд штата Коннектикут. В иске она утверждает, что компания использовала фотографии из ее защищенной авторским правом книги Surfaces во многих играх, включая Resident Evil 4, Devil May Cry и так далее.
В частности, истец указала, что в различных версиях игры Resident Evil и товарах компании Capcom использовано около 80 или более ее фотографий, которые появлялись более 200 раз в играх серии Resident Evil.
Примечательно, что часть доказательств, на которых дизайнер основывает свои требования, была получена после утечки данных, от которой в 2020 году пострадала Capcom (мы писали об этом в предыдущем выпуске обзора).
В начале ферваля 2021 года на GitHub были опубликованы Re3 и reVC – две полностью переработанные версии кода популярных игр GTA 3 и Vice City.
Как отмечается, реконструированный код открывал двери для множества настроек и модификаций, которые делают старые игры более удобными для игры на современных компьютерах.
19 февраля GitHub опубликовал уведомление о нарушении закона США «Об авторском праве в цифровую эпоху» (DMCA), в котором Take-Two и Rockstar Games запрашивают удаление репозиториев Re3 и reVC, а также нескольких форков. В результате соответствующие данные были удалены с GitHub.
В конце июня GitHub восстановил доступ к репозиториям фанатских версий Grand Theft Auto 3 и GTA Vice City.
В 2019 году разработчик Pokémon GO, компания Niantic, подала исковое заявление в Окружной суд Северного округа Калифорнии к создателю читов Global++ о нарушении прав интеллектуальной собственности и ухудшении игрового процесса для легальных игроков.
Согласно жалобе Niantic, единственный допустимый способ играть в ее игры дополненной реальности (Pokémon GO, Harry Potter: Wizards Unite и Ingress) — через оригинальные приложения, устанавливаемые на мобильные устройства. Они имеют разрешение на доступ к серверам Niantic и содержат защищенный собственный код, который Global++ якобы скопировала.
В начале 2021 года стороны урегулировали спор, достигнув мирового соглашения, которое было утверждено судом 12 января.
По условиям достигнутого соглашения, ответчики признали допущенные нарушения, согласились выплатить Niantic $5 млн в качестве возмещения ущерба и наложить на себя судебный запрет, навсегда запрещающий им разрабатывать, продавать или получать оплату за чит-программы или аналогичные продукты. Также ответчики согласились не предлагать и не получать оплату за продукты, использующие данные или интеллектуальную собственность Niantic, и воздерживаться от обратной разработки, декомпиляции или дизассемблирования продуктов Niantic. «Взлом или настройка» любых инструментов, способных вмешаться в протоколы сервера Niantic, также запрещены.
8. К Activision предъявили иск о нарушении авторских прав из-за персонажа Call of Duty: Modern Warfare
В феврале 2021 года Клейтон Хауген (Clayton Haugen) – сценарист и фотограф из Северной Каролины – подал иск о нарушении авторских прав к Activision и Infinity Ward, в котором утверждалось, что компании сделали прямую копию созданного истцом для своего произведения November Renaissance персонажа Кейд Янус (Cade Janus).
Как указывает истец, ответчики использовали персонажа и ее изображения для разработки анимированного внутриигрового персонажа по имени Мара для игры Call of Duty: Modern Warfare, и использовали дополнительные фотографии Мары для рекламы игры.
В конце апреля 2021 года ответчики представили отзыв на исковое заявление, в котором признали, что истец никогда не давал им «прямой, явной лицензии на любое произведение, указанное в жалобе».
При этом компании отвергли все обвинения в нарушении авторских прав, указав, в частности, что наняли для создания своего персонажа тех же модель и визажиста, что и истец, чем и продиктовано сходство во внешности персонажей.
Рассмотрение дела продолжается.
9. Nintendo выиграла судебный иск против продавца пиратского загрузчика RCM
В ноябре 2020 года Nintendo подала иск в окружной суд США Западного округа Вашингтона против Ле Хоанг Мина (Le Hoang Minh), продавца Amazon, ведущего бизнес под названием Winmart. Продавец распространял RCM Loader, устройство, позволяющее людям играть в пиратские видеоигры, обходя меры технической защиты консоли Switch.
В своем иске Nintendo утверждала, что Ле Хоанг Минь был не только продавцом устройств RCM Loader, но и их производителем, а потому продолжала требовать максимальной установленной законом компенсации ущерба в размере прибыли, фактически полученной ответчиком, и широкого судебного запрета, предотвращающего любые будущие продажи.
Однако впоследствии Nintendo уменьшила размер своих требований до $2500 за каждое нарушение, чтобы не доказывать истинный объем продаж ответчика и способствовать более быстрому и эффективному разрешению этого дела путем вынесения судебного решения о возмещении убытков за одно нарушение Закона США «Об авторском праве в цифровую эпоху» (DMCA).
15 апреля текущего года в отношении Ле Хоанг Мина и всех других лиц и организаций, действующих согласованно, был вынесен постоянный судебный запрет, запрещающий всем обходить или помогать обходить любые технические меры безопасности, которые эффективно контролируют доступ к произведениям Nintendo, защищенным авторским правом.
Также запрещено производить, предлагать для продажи, распространять, экспортировать или иным образом передавать в Соединенные Штаты «любые и все продукты, услуги, устройства, компоненты или их части», которые разработаны или произведены для обхода мер безопасности на консолях Nintendo, изделия и охраняемые произведения.
Что касается RCM Loader и любого продукта с идентичной функцией, суд запретил ответчику осуществлять продажи, распространение, импорт и/или доставку любому физическому или юридическому лицу в Соединенных Штатах. Ле Хоанг Миню также запрещено косвенно нарушать, способствовать, поощрять, продвигать или побуждать к нарушению авторских прав Nintendo, существующих сейчас или в будущем.
Суд также разрешил Nintendo конфисковать и уничтожить все устройства для обхода цензуры и программное обеспечение, нарушающие его авторские права или эксклюзивные лицензии. Кроме того, он присудил компенсацию в размере $2500, запрошенную Nintendo, и напомнил ответчику, что любое нарушение приказа может быть наказано как неуважение к суду.
10. На чит-мейкера Valorant и Destiny 2 подали в суд за нарушение авторских прав
8 января 2021 года Riot Games и Bungie, являющиеся владельцами прав на Valorant и Destiny 2, подали в окружной суд по Центральному округу Калифорнии иск к производителю читов GatorCheats в США за нарушение авторских прав.
Истцы утверждают, что посредством предоставления своих инструментов, предназначенных для Valorant и Destiny 2, ответчик занимался торговлей вредоносным программным обеспечением в нарушение положений Закона США «Об авторском праве в цифровую эпоху» (DMCA), запрещающих обход средств защиты.
«Этим судебным иском Истцы стремятся положить конец незаконной коммерческой продаже и распространению вредоносных программных продуктов, предназначенных для того, чтобы представители общественности могли получить несправедливые конкурентные преимущества (например, обмануть) в играх, и, таким образом, чтобы нанести ущерб и уничтожить игры Истцов, общий бизнес Истцов и опыт сообщества игроков Истцов», – говорится в жалобе.
Компании утверждают, что распространяемое ответчиком программное обеспечение позволяет игрокам манипулировать Valorant и Destiny 2 в своих личных интересах, например, автоматически наводя оружие, показывая местонахождение противников и позволяя игроку видеть огромное количество информации, которая в противном случае была бы скрыта, что приводит к ухудшению игрового процесса для обычных игроков и обходится компаниям огромными репутационными и финансовыми издержками.
В результате этих предполагаемых нарушений истцы требуют либо взыскания в их пользу прибыли, связанной с продажей читов, либо максимальной установленной законом компенсации в размере $2500 за нарушение Закона США «Об авторском праве в цифровую эпоху» (DMCA). Игровые компании также ищут доступ к финансовым отчетам, показывающим продажи GatorCheats и сколько денег было заработано. Эта сумма может быть значительной.
Кроме того, истцы требуют судебного запрета, чтобы предотвратить дальнейшее нарушение GatorCheats их прав, требуя, чтобы создатель читов закрыл свое программное обеспечение и удалил его из Интернета.
На момент публикации обзора разбирательство продолжается.
2. Товарные знаки
11. Epic Games подала в суд на производителя AR-очков Nreal из-за схожести названия с Unreal
14 мая 2021 года Epic Games подала в Окружной суд США восточного округа Северной Каролины на китайского производителя смарт-очков Nreal за нарушение товарного знака Unreal Engine.
Спор был спровоцирован заявкой китайского производителя на регистрацию товарного знака Nreal в США. Компания Epic Games отмечает, что у нее есть различные товарные знаки Unreal, относящиеся к программному обеспечению, видеоиграм, виртуальным мирам, 3D-визуализации, анимации и платформам, а потому, как утверждает в иске, название Nreal китайской компанией выбрано не случайно. Epic утверждает, что обе компании также конкурируют в одной сфере бизнеса, и хочет возместить убытки и способствовать отклонению заявки на регистрацию этого товарного знака.
Китайская компания Nreal производит гарнитуру дополненной реальности Nreal Light, которая проецирует трехмерные объекты в реальное пространство, и разработала демонстрационную игру под названием Nreal Tower. Ее очки появились в Корее в прошлом году. Nreal объявила о планах запуска в США во втором квартале 2021 года.
Хоть Epic Games на данный момент и не производит гарнитуры дополненной реальности, но она проявляла интерес как к AR-, так и к VR-технологиям. В начале этого года компания купила компанию RealityCapture. Это позволяет сделать вывод, что она планирует выйти на рынок AR и VR. В связи с этим она активно препятствует выходу Nreal на рынок США под своим зарегистрированным обозначением.
В случае победы Epic Games компания Nreal будет вынуждена отказаться от спорного товарного знака и выплатить компенсацию.
Отметим, что это уже не первый конфликт между Epic Games и Nreal по данному обозначению. В 2018 году Epic Games подала в Ведомство по патентам и товарным знакам США, возражение против попытки Nreal зарегистрировать свое имя в США, после чего компании обсуждали мировое соглашение. Однако в поданном в этом году иске утверждается, что это обсуждение оказалось безрезультатным, поэтому спор будет рассмотрен в судебном порядке.
Полагаем, что ключевым вопросом при рассмотрении настоящего спора станет оценка реальной возможности того, что потребители могут принять очки Nreal за продукт бренда Unreal с учетом того, что своих очков Epic Games под этим брендом пока не выпускает. Тем не менее данный спор интересен с точки зрения превентивной защиты товарного знака от потенциальной путаницы в глазах потребителей из-за схожести названий брендов.
На момент выхода обзора дело рассматривается.
12. Activision судится с разработчиком браузерной игры из-за обозначения Warzone
8 апреля 2021 года компания Activision направила иск в окружной суд по Центральному округу Калифорнии к создателю игры Warzone.com, студии Fizzer, в ответ на требования инди-разработчика о запрете использования компанией Activision обозначения Warzone в игре Call of Duty. Activision требует, чтобы ей разрешили использовать в качестве товарных знаков обозначения Warzone и Call of Duty: Warzone.
Напомним, что в июне 2020 года издатель Activision подал заявку на регистрацию в США товарных знаков Warzone и Call of Duty: Warzone в категории «загружаемое видеоигровое программное обеспечение» и «развлекательные услуги». В октябре того же года разработчик браузерной стратегии Warzone Рэнди Фикер (Randy Ficker) также захотел закрепить за собой право на товарный знак Warzone и направил в суд иск, в котором пригрозил Activision большим штрафом за нарушение его прав на обозначение и потребовал Activision отказаться от использования слова Warzone. Также Фикер заявил, что выход Call of Duty: Warzone серьезно повлиял на успех его браузерного проекта и вызвал «значительное замешательство у потребителей».
Инди-разработчик Рэнди Фикер запустил браузерную игру Warzone.com в 2017 году — почти за три года до релиза Call of Duty: Warzone. Однако на регистрацию товарного знака решился лишь спустя четыре месяца после подачи заявки Activision. Создатель Warzone уверен, что использование слова Warzone в популярной королевской битве в серии Call of Duty нарушает его авторские права на обозначение, которое он хочет зарегистрировать в качестве товарного знака и даже запустил сбор средств на GoFundMe на борьбу с издательством.
Теперь Activision подала иск с целью признать, что две игры невозможно перепутать и что Warzone — популярное слово и часто встречается в видеоиграх, связанных со сражениями. Так, стратегия Warzone 2100 от студии Pumpkin Studios вышла в 1999 году. В этот же год компанией Paradox Entertainment были куплены права на бренд настольной игры Warzonе по вселенной Mutant Chronicles.
Разбирательство еще только началось, дата слушания еще не назначена.
3. Патентные права
13. Activision Blizzard выиграла патентный спор, который длился девять лет
В 2012 году компания Worlds Incorporated из штата Массачусетс подала судебный иск против Activision Blizzard за нарушение патентов. По словам истца, Activision незаконно использовал пять патентов, связанных с «системой и методами, позволяющими пользователям взаимодействовать в виртуальном пространстве».
По словам Worlds Incorporated, компания изобрела и запатентовала технологию «трехмерной мультиплеерной игры с серверами», а также технологию «отображения аватара игрока в трехмерном пространстве». А Activision Blizzard своими сетевыми играми якобы эти патенты нарушила.
Простыми словами, позиция Worlds сводилась к тому, что они придумали идею 3D-мультиплеера, в котором сервер «фильтрует» количество игроков, которые видны каждому прочему пользователю. Activision Blizzard возражали, что идея слишком абстрактна, чтобы на нее распространялось патентное право. В итоге 30 апреля 2021 года суд вынес решение в пользу Activision Blizzard, заявив, что патенты Worlds — «абсолютно абстрактные идеи».
14. Nintendo обвиняет Colopl в нарушении пяти патентов в одной игре и требует $47 млн компенсации
Японская корпорация Nintendo судится с разработчиком мобильной White Cat Project. Основная претензия компании — в игре Colopl нарушены сразу пять ее патентов. За это Nintendo хочет взыскать $47 млн.
Разбирательства начались пять лет назад. В 2016 году Nintendo обвинила авторов White Cat Project в использовании запатентованных решений. На протяжении всего года Colopl пыталась договориться с корпорацией, но безуспешно. Nintendo не устроили объяснения разработчиков, и в 2018 году она направила иск в суд.
Процесс по делу продолжается до сих пор. Однако, если изначально Nintendo требовала от Colopl выплат в размере ¥4,4 млрд ( $41,7 млн), то в феврале 2021 года эта сумма выросла до ¥4,95 млрд ($47 млн). Японцы объяснили свое решение тем, что суд длится слишком долго и за это время накопились юридические издержки.
Какие именно патенты нарушила Colopl в White Cat Project:
- управление с помощью виртуального джойстика на устройствах с сенсорным экраном;
- функции многопользовательского подключения;
- специальный эффект отображения тени, когда видно персонажей за внутриигровыми объектами. Такое было, например, в трехмерных играх серии Mario;
- способ автоматического прицеливания на врагов при нажатии на экран.
Colopl по-прежнему уверена, что претензии Nintendo безосновательны. При этом в прошлом феврале разработчики объявили об изменении системы управления в White Cat Project. Но, по их словам, это не было связано с судебным процессом и патентами.
В 2017 году компания Ironburg Inventions, которая является материнской компанией SCUF Gaming, подала иск в Окружной суд США Западного округа Вашингтона на компанию Valvе о нарушении патентов при разработке Steam Controller, а именно о кнопках на задней панели контроллера.
Ironburg Inventions отметила, что Valve была предупреждена о нарушении патентных прав ее дочерней компании в 2014 году после того, как прототип Steam Controller был впервые показан на выставке CES. Однако Valve утверждала, что ее кнопки отличаются от кнопок в патенте, поэтому никаких нарушений не было. А затем продолжила его разработку и выпустила в продажу. Steam Controller был снят с производства в 2019 году, после четырех лет на рынке.
В феврале 2021 года суд постановил, что Valve обязана выплатить $4 млн компании Ironburg Inventions за нарушение патентных прав ее дочерней компании SCUF Gaming. Valve подала ходатайство, с просьбой либо вынести решение по закону (отменить решение суда и вынести новое решение), либо назначить новое судебное разбирательство, потому что выводы жюри присяжных и компенсация ущерба «не были подтверждены доказательствами».
26 мая 2021 года федеральный суд штата Вашингтон отклонил ходатайство Valve с предоставлением последней возможности обжаловать это решение. С другой стороны, суд отклонил ходатайство Ironburg Inventions об увеличении компенсации за ущерб, в результате чего сумма компенсации могла быть увеличена втрое.
В прошлом обзоре мы рассказывали, что Electronic Arts столкнулась с претензиями пользователей из-за функционирования запатентованной технологии динамической регулировки сложности.
Поданный в ноябре 2020 года коллективный иск жителей США Пранко Лозано (Pranko Lozano), Даньяэля Уильямса (Danyael Williams) и Джейсона Зайонка (Jason Zajonc) заявители отозвали из суда в марте 2021 года.
Напомним, что игроки обвиняли EA в том, что она якобы использует технологию адаптивной сложности (Dynamic Difficulty Adjustment) в FIFA Ultimate Team, а также в других своих спортивных франшизах — Madden NFL и NHL. Истцы утверждали, что Electronic Arts намеренно и тайно регулировала сложность матчей в играх, чтобы подтолкнуть пользователей к покупке лутбоксов.
Electronic Arts неоднократно отмечала, что у нее есть патент на адаптивную сложность, однако компания не использует эту технологию в FIFA, NHL и Madden NFL.
В марте 2021 года EA еще раз заявила об этом и рассказала, что игроки, подавшие на нее в суд, отозвали иск после того, как «ознакомились с детальной технической информацией и получили возможность пообщаться с разработчиками».
Компания также отметила, что не использует и не планирует использовать аналоги технологии адаптивной сложности.
17. Суд обязал Supercell выплатить еще $92,2 млн компании Gree за нарушение ее патентов
Как мы уже рассказывали в предыдущем выпуске обзора, в сентябре 2020 года суд вынес решение по первому из серии споров между финской Supercell и японской Gree. По его итогу Gree присудили $8,5 млн компенсации за нарушение патентов, но теперь Supercell должна выплатить еще одну компенсацию в размере $92,2 млн – уже по другому делу.
В новом деле, находившемся на рассмотрении Окружного суда Восточного округа Техаса, Gree утверждала, что Supercell использовала запатентованные ею технологии в своих мобильных тайтлах Clash of Clans и Clash Royale, тем самым сделав их лучше и заработав на них свыше $3 млрд.
Supercell, в свою очередь, называла патенты недействительными и отрицала использование каких-либо технологий, защищенных ими. Согласно вердикту суда присяжных, нарушение со стороны Supercell было умышленным.
В патентах Gree упоминаются различные решения для повышения удобства в играх, вроде метода проведения атаки в шутерах на тачскрине, с которым игра сначала отображает дальность атаки, затем определяет, находится ли цель достаточно близко для атаки, а затем проводит саму атаку.
Несмотря на то, что решения и методы, описанные в патентах Gree, можно назвать общими, суд встал на сторону японской компании и признал, что Supercell нарушила четыре из пяти рассматриваемых патентов, присудив компенсацию в пользу истца.
4. Персональные данные
18. В результате утечки данных хакеры получили доступ к исходному коду FIFA21 и движка Frostbyte
Как стало известно 10 июня 2021 года, хакеры проникли в сеть игрового гиганта Electronic Arts и похитили множество исходных данных игр и относящихся к ним внутренних инструментов.
Как следует из заявления компании, «данные игроков не были затронуты, и у нас нет оснований полагать, что конфиденциальной информации игроков что-то угрожает».
Однако, как показывает прошлогодний опыт Capcom, в ходе дальнейших проверок может выясниться, что утечка могла коснуться и персональных данных, а потому рекомендуем внимательно следить за возможными обновлениями.
19. В результате утечки данных хакеры получили доступ к исходному коду Cyberpunk 2077, позднее данные были «слиты» в интернет
Проблемы CD PROJEKT, связанные с Cyberpunk 2077, не ограничились недовольством пользователей и инвесторов от релиза. В феврале 2021 года стало известно, что компания подверглась хакерской атаке, в результате которой были скомпрометированы исходные коды Cyberpunk 2077 и Witcher 3.
Из первоначального заявления компании следовало, что, по имеющейся у CDPR информации, взломанные системы не содержали персональных данных игроков или пользователей услуг.
В начале июня 2021 года появилась информация о том, что полученные хакерами данные были опубликованы в интернете.
Информация о каких-либо связанных с данными обстоятельствами юридических претензиях пользователей пока не обнаружена.
5. Азартные игры
В настоящее время в Южной Корее игровые компании обязаны предоставлять информацию о вероятности покупаемых лутбоксов, содержащих внутриигровые предметы. Согласно новым правилам, коэффициенты для всех внутриигровых покупок, связанных со случайностью, таких как улучшение навыков, персонажа или оборудования, также должны быть раскрыты.
В правилах также говорится, что вероятность, заложенная в лутбоксе, должна быть легко доступна для игроков. Согласно предыдущим правилам, игроки должны были посещать веб-сайт игровой компании или официальные форумы, чтобы узнать вероятность получения определенных предметов.
Хотя эти правила являются саморегулируемыми и не имеют юридической поддержки, K-Games заявила, что будет внимательно следить за 72 компаниями, входящими в ее состав, направлять необходимые уведомления нарушителям и публиковать их список на своем сайте.
Новые правила вступят в силу с 1 декабря 2021 года.
21. Бразильские власти усиливают борьбу с лутбоксами
Национальная ассоциация центров защиты детей и подростков (ANCED) выступила против внутриигровых покупок и, в частности, против лутбоксов.
В апреле 2021 года стало известно, что ANCED начала расследование с целью ограничить доступ к лутбоксам в Бразилии, которое затронуло или может затронуть игры таких издателей как Activision, EA, Konami, Nintendo, Riot Games, Ubisoft, Tencent, Valve и Garena.
Отмечается, что, если запрет будет одобрен, Бразилия рассмотрит возможность введения штрафов для компаний, продающих лутбоксы, до 4 млн бразильских реалов ($706 тыс.) ежедневно.
6. Иное
22. В Китае подали иск к Tencent из-за «неприемлемого контента» в Honor of Kings
Пекинский центр по защите прав детей (BCLARC) подал в суд города Пекина на китайского игрового гиганта Tencent в связи с игрой Honor of Kings. По словам правозащитников, тайтл поощряет игровую зависимость и показывает «неприемлемый контент»: откровенно одетых персонажей, насилие и искаженную историю Китая.
Иск был подан в связи с изменениями в закон о защите несовершеннолетних, в который внесены поправки 1 июня текущего года.
Общественники обратили внимание, что Tencent последовательно снижала возрастной порог для игроков с 18 лет в 2017 году до 12 лет в 2021 году. При этом отдельные персонажи игры носят одежду с глубоким декольте, а в сюжетной линии задействованы исторические фигуры. По версии центра, это демонстрирует неуважение к традиционной культуре Китая.
Иск был подан 1 июня 2021 года, поэтому разбирательство еще только начинается, однако подобный спор может сильно отразиться на прибыльности компании и цене ее акций.
23. Tencent заявила, что ей принадлежат все купленные геймерами внутриигровые предметы
Китайская Tencent в специализированном интернет-суде Гуанчжоу судится с DD373.com — платформой для торговли внутриигровыми предметами. Корпорация утверждает, что весь виртуальный контент в играх (ресурсы, оружие, скины и прочее) принадлежат исключительно ей. Даже если геймеры тратят на это реальные деньги. Заявление гиганта тут же вызвало негодование у игроков.
Tencent обратилась в суд после того, как заметила, что на DD373.com игроки продают предметы из проекта Dungeon Fighter Online (Tencent издает его в Китае). По мнению компании, это нарушает ее права, так что она потребовала с владельцев платформы компенсацию в размере $6,2 млн.
Как утверждает Tencent, игровые предметы в реальной жизни не имеют материальной ценности. Пользоваться ими в игре можно, а вот торговать — нельзя. Когда же геймеры покупают виртуальные вещи за настоящие деньги, то они всего лишь «платят за поддержку тайтла».
Решение суда может отразиться на всем бизнесе по продаже игровых предметов. Слушание по делу состоялось еще 8 апреля 2021 года, однако суд пока не вынес решение.
24. Epic Games и Apple ожидают решения по громкому спору
Безусловно, самым нашумевшим кейсом 2020 года для игровой индустрии стала борьба Epic Games с Apple и Google.
Напомним, Epic Games обратилась к Apple с иском о нарушении конкуренции. Поводом послужило то, что Apple удалили из App Store популярную игру Fortnite, разработчиком которой является компания Epic Games. Свое решение Apple обосновала тем, что Epic Games нарушила правила платформы, добавив в свое приложение возможность оплаты внутриигровых покупок в обход сервисного сбора Apple в размере 30%.
В мае 2021 года состоялись основные слушания по делу. Решение будет вынесено позднее, ожидается, что до 13 августа 2021 года. Что интересно, судья, рассматривающая дело, дала понять сторонам, что ее решение вряд ли удовлетворит обе стороны, и апелляция, по ее мнению, является практически неизбежной. При этом отмечается, что по результатам слушаний сложно однозначно предсказать результат рассмотрения – эксперты рассматривают различные варианты – как полярные в пользу одной из сторон, так и компромиссные.
Отметим при этом, что американские суды – это не единственное поле боя для сторон. Так, в феврале 2021 года Epic Games подали антимонопольный иск в ЕС, а в марте 2021 года — в Австралии.
25. Еврокомиссия оштрафовала Valve и еще 5 издательств на почти €8 млн за привязку игр к регионам
В конце января 2021 года, по результатам проводившегося 7 лет расследования, Valve и еще 5 издательств – Bandai Namco, Capcom, Focus Home, Koch Media и ZeniMax были оштрафованы на общую сумму €7,8 млн за нарушение антимонопольного законодательства ЕС.
Основанием для взыскания штрафов стало то, что издатели ограничили трансграничные продажи некоторых видеоигр для PC на основании географического положения пользователей в Европейской экономической зоне (ЕЭЗ), введя так называемую практику «геоблокировки». «Геоблокировка» выразилась в том, что некоторые игры можно было активировать только в Польше, Венгрии, Румынии и странах Прибалтики, но не в других странах ЕС, что нарушает свободу и единство экономического пространства ЕС.
Отметим, что Valve выражала намерение обжаловать решение Еврокомиссии, однако в открытых источниках не удалось найти информацию о том, что соответствующие действия были предприняты.
26. Пользователи Steam обвинили Valve и ряд других компаний в злоупотреблении рыночной властью
В конце января 2021 года пять пользователей платформы Steam обратились в Окружной суд Центрального округа Калифорнии с иском к Valve Corporation, CD PROJEKT, Ubisoft, Rust, Devolver Digital и kChamp Games.
По мнению истцов, Valve злоупотребляет рыночной властью платформы Steam, требуя от разработчиков игр принять положение о «наибольшем благоприятствовании», содержащееся в дистрибьюторском соглашении Steam.
Согласно ему разработчики игр соглашаются, что цена игры для PC на Steam должна быть такой же, по какой разработчики игр продают свои PC-версии на других площадках. Из-за этого положения другие платформы не могут с ней конкурировать по цене. Как указывают истцы, режим наибольшего благоприятствования также препятствует инновациям и подавляет производство, поскольку он действует как искусственный барьер для входа потенциальных конкурирующих платформ, а более высокие цены приводят к снижению продаж компьютерных игр.
В настоящий момент рассмотрение дела продолжается.
Популярный стример и игрок в CS:GO из Лас-Вегаса PhantomL0rd (Джеймс Варга) был навсегда отстранен от стриминга на платформе Twitch в 2016 году за то, что якобы нарушил многочисленные рекомендации партнеров – одним из заметных нарушений была финансовая связь с сайтом азартных игр с внутриигровым скином, CS:GO Shuffle.
Иск, поданный Варгой к Twitch в Окружной суд Сан-Франциско в феврале 2018 года, был основан на том, что компания должна была возместить стримеру «значительный денежный ущерб», причиненный ему невозможностью вести трансляцию на основании заключенного с сервисом договора. Кроме того, Варга указал на то, что Twitch не направил письменное уведомление о нарушениях и не предоставил предусмотренный договором 30-дневный срок для их устранения.
В свою очередь Twitch в мае 2018 года предъявил встречный иск, заявив, что стример был «предупрежден и получил штрафы на Twitch за потоковое вещание контента, нарушающего его контракт».
По результатам рассмотрения дела суд присяжных в конце апреля 2021 года постановил, что Twitch «несправедливо вмешался в право Варги на получение преимуществ партнерского соглашения», и что это вмешательство нанесло ему ущерб. В результате в пользу стримера была присуждена общая сумма возмещения ущерба в размере $20,7 тысяч: $15 тысяч в виде потерянного заработка за первые 30 дней отстранения, $3 тысячи в виде потерянных пожертвований и $2,5 тысячи за потерянные спонсорские сделки.
28. На Sony подали в суд из-за отказа продавать коды для загрузок на сторонних площадках
5 мая 2021 года пользователем PlayStation Аугустином Каччури (Agustin Caccuri) был подан иск к компании Sony в Окружной суд Сан-Франциско.
Основанием для иска стало то, что ранее компания Sony разрешала игрокам приобретать игры через коды загрузки у сторонних ритейлеров, таких как GameStop и Amazon. Но в 2019 году, после утечки служебной записки, распространенной в интернете, Sony подтвердила, что коды на скачивание можно приобрести только в PlayStation Store, но не у сторонних ритейлеров. Эти ограничения установили предполагаемую истцом «монополию на продажу цифровых игр PlayStation».
В настоящий момент рассмотрение дела продолжается.
Комментарии
Ответить